Сегодня развитие скульптуры в Венгрии идет иными путями, чем прежде, более сложно и разнообразно. Иные задачи ставит социалистическая действительность перед художниками. Но имя старейшего венгерского ваятеля Жигмонда Кишфалуди-Штробля произносится с неизменным уважением. Его творчество составило целую эпоху в истории венгерской скульптуры и прославилось далеко за пределами страны.
Кишфалуди-Штробль получил образование в Будапеште (1900— 1906) и в Париже, в академии Жюльена (1906—1908). В ряде ранних его работ сказалось влияние образцов салонной скульптуры, с ее манерностью и внешней эффектностью. Однако более сильным и плодотворным оказалось увлечение наследием античных мастеров, а также большой интерес к работам Бурделя. Вся разнородность традиций, питавших творчество молодого венгерского скульптора, в полной мере сказалась в произведениях, созданных в 1900—1910 годы.
Кишфалуди-Штробль обычно изображает своих героев в выразительных, полных внутренней динамики позах. Он стремится к благородной простоте формы, ее законченности и ясности, отвергая импрессионистическую смутность и неопределенность («Финал», 1911, «Девушка на корточках», 1915). Иногда его работы несут на себе груз глубокой, якобы извечной аллегоричности, воспринимающейся, скорее, как знакомая издавна схема, чем размышление современного мастера о вечном и непреходящем в мире человеческих чувств. Однако в некоторых из его произведений есть и искреннее стремление рассказать о простом течении жизни, увидеть красоту в нехитрых каждодневных действиях человека («Уличный продавец газет», 1909, «Девушка, стирающая белье», 1910).
Со временем Кишфалуди-Штробля все более начинает привлекать скульптура, показывающая человека в моменты эмоционального подъема, в динамике, в движении. Здесь его работы порой вызывают неожиданные ассоциации с произведениями мастеров XVII и XVIII столетий, виртуозно разрабатывавших сходные проблемы. В «Стрелке из лука» (1918—1919) он показывал стремительный порыв и вдохновенную воодушевленность. В «Голове поющей женщины» (1921) хотел выразить звучание мелодии. В «Ящерице» (1921), «Женщине, вытирающей моги» (1922), «Утре» (1924) стремился передать плавность медлительного, величественного движения.
Кишфалуди-Штробль воспевает красоту женского тела как символ жизни и красоты самой земли. Это законченные, всегда несущие в себе размышление о жизни композиции. Кишфалуди-Штробль даже несколько полемически утверждает незыблемость и неизменность этой красоты как вечного чувства, всегда присущего человеку. В условиях, когда, с одной стороны, изображение обнаженной натуры в творчестве мастеров салонной живописи и скульптуры сводилось лишь к щекотанию нервов обывателя неприкрытой эротикой, а с другой стороны, служило для ряда художников лишь поводом для формальных экспериментов, произведения венгерского мастера приобретали особый гуманистический смысл.
Кишфалуди-Штробль привлек к себе внимание во всем мире портретными работами. И в целом серия портретов, сделанных Кишфалуди-Штроблем в Лондоне, — поразительная по разнообразию и точности галерея типов лондонского общества. В 1934 году в Лондоне он исполнил знаменитый портрет Б. Шоу. Ему, пожалуй, единственному из всех лепивших и писавших портреты великого драматурга, удалось передать иронический склад его характера. Сам Шоу писал: «...больше всего поражало, что из позировавших Штроблю никто не имел оснований стыдиться своего изображения. Все, что было в этих людях благородного.., скульптор умел уловить и выразить в подлинно поэтической форме... Это была классическая скульптура, неожиданно воскресшая после того, как она умерла и была, казалось, навсегда похоронена». В своих работах, посвященных Петефи, скульптор подчеркивает более общее значение идеи, и эти произведения близки по духу его монументальной пластике.
Монументальное искусство очень привлекало мастера. Он считал, что именно здесь наиболее возможен непосредственный разговор с людьми о самых важных, общих для всех вещах. Памятники Кишфалуди-Штробля популярны в Венгрии. В 1927 году им был сделан памятник «К звездам». После войны в Будапеште были открыты памятники Л. Кошуту (1952) и знаменитый монумент Освобождения на горе Геллерт. В них скульптор хочет сделать доступным и ясным язык аллегорической скульптуры, чтобы па-
мятник воспринимался обобщенно, в широком философском значении, как символ события.
Параллельно в послевоенные годы Кишфалуди-Штробль продолжил свою работу « в других жанрах. И если его исторические композиции (например, статуя Ференци Ракоци II, 1953) описательны, носят порой несколько внешне репрезентативный характер, излишне дробны по пластике, то во многих портретах («Женская голова», 1948 и другие) чувствуется уверенное мастерство большого мастера.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.