Когда в 1937 году в Париже открылась Международная выставка, то многие ее посетители, осматривая Советский павильон, невольно останавливались у величавой бронзовой фигуры «Металлурга». Смелая, ясная композиция, энергичная лепка — вот что подкупало в произведении, воплощавшем типические черты молодого советского рабочего периода первых пятилеток. Автором скульптуры был Георгий Иванович Мотовилов.
Творческий путь Мотовилова от начала до конца связан с советской эпохой. Сын врача, он по настоянию родителей сначала учился на медицинском факультете Московского университета, но вернувшись из армии, всецело отдался своим художественным наклонностям. В 1918 году, став студентом Государственных свободных художественных мастерских, Мотовилов сразу же включился в работу по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Правда, его первую скульптуру — памятник Генриху Гейне, установленный в одном из московских скверов, никак нельзя было назвать удачной. Но важно было другое, а именно то, что уже в начале творческой биографии интересы Мотовилова слились с интересами революционного народа.
Закончив в 1921 году образование во Вхутемасе, Мотовилов сперва помогал С. Т. Коненкову, у которого, еще, будучи студентом, перенял знание различных скульптурных материалов, навыки обработки камня и резьбы по дереву. Однако вскоре молодой скульптор начал работать самостоятельно. Свои первые произведения Мотовилов экспонировал на выставке ОБИС (Общество искусств) и «Бытие». В конце 20-х годов он становится участником выставок АХРР.
Из станковых произведений, выполненных Мотовиловым в этот период, можно отметить «Голову красноармейца» (1926), портрет героя гражданской войны Яна Фабрициуса (1930), выразительную композицию «Тачанка» (1931) и другие.
В начале 30-х годов, когда у нас усилился интерес к синтетическим архитектурно - скульптурным решениям, Мотовилов стал одним из энтузиастов этого начинания.
С большим увлечением и последовательностью работал Мотовилов в области монументально-декоративного искусства, показав себя прекрасным мастером тематического рельефа на современную тему в самых различных ее аспектах.
Начало работы Мотовилова » области монументально-декоративной скульптуры было положено еще в 1921—1922 годах рельефами на тему «Интернационал» для одного из зданий Саратова. Однако значительных результатов как мастер скульптурного рельефа Мотовилов добился много лет спустя, когда совместно с архитектором Л. М. Поляковым создал оформление главного входа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С этой работой тесно связано другое произведение Мотовилова — большой фриз на стене, соединявшей Главный павильон выставки с отдельно стоящей декоративной башней. Видное место в творчестве Мотовилова занимают скульптуры для станций московского метро — медальоны с фигурами на сводах надземных павильонных станций «Электрозаводская» (1942—1944) и «Новокузнецкая» (1944), группа у входа на станцию «Электрозаводская» и цикл рельефов в ее подземном зале. А сколько творческой энергии вложил Мотовилов в оформление станций «Октябрьская» (1950), «Парк культуры» (Кольцевая; 1950), «Комсомольская» (кольцевая; 1951), «Проспект Мира» (1952), «Смоленская» (новая; 1953).
1952 год был отмечен для Мотовилова крупнейшей творческой победой — он завершил свои рельефы и статуи на Волго-Донском канале им. В. И. Ленина, а вскоре после этого закончил фриз на портале нового здания Московского государственного университета. В 1962 году к выставке «30-летие МОСХ» Мотовилов представил рельеф «Александр Невский», скомпонованный из многих отдельных сцен.
Второй ведущей линией в творчестве Мотовилова была работа над памятниками. Первым памятником, созданным скульптором в послевоенные годы, был памятник генерал-лейтенанту П. В. Волоху, сооруженный в городе Изюме. В 50-х годах скульптор заканчивает один за другим памятники А. П. Чехову в Мелихове (1951), М. И. Кутузову в Смоленске (1954), А. Н. Толстому в Москве (1957), Н. А. Некрасову в Ярославле (1958).
Интересна была и малая пластики Мотовилова, преимущественно женские портретные статуэтки. В основе этих небольших произведений лежало внимательное штудирование натуры. Произведения Мотовилова можно видеть не только в нашей стране, но и за границей. Они украшают Дворец культуры и науки в Варшаве, здание Советского посольства в Брюсселе.
С 1945 по 1963 годы Мотовилов преподавал в Московском высшем' художественно-промышленном училище.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.