Джорджо Вазари жил в переломное время. Кончалась эпоха Ренессанса. На смену ей в общественной жизни Италии шла контрреформация, с изощренной и сложной культурой, внешним, но придирчивым следованием религиозным догматам. Цельное гуманистическое сознание ренессансного человека вытесняется сомнениями и конформизмом. Вазари был истинным сыном этой эпохи, но он чувствовал и глубокую связь с делом предшественников, ответственность перед историей. На его глазах завершалась грандиозная эпоха в истории человеческой культуры. Уже обсуждалась возможность уничтожения фресок Микеланджело в Сикстинской капелле, как нехристианских, противоречащих канонам. Уже венецианского живописца Паоло Веронезе пытались привлечь к суду инквизиции за вольное обращение со священными сюжетами. В таких условиях и писалась Вазари прославившая в веках его имя книга «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Она стала как бы памятником мастерам итальянского Ренессанса.
Естественно, что мы не вправе требовать от Вазари научных объективных оценок.
В книге Вазари легенды, изустные предания порой подменяют реальные факты. Но это вовсе не подрывает доверия к ней историков культуры итальянского Ренессанса. Для широких же кругов любителей искусства она сохраняет и привлекательность литературного произведения. Каждая из биографий читается как яркая увлекательная новелла, при том, что Вазари сообщает и массу, казалось бы, рассеивающих внимание читателя, чисто профессиональных сведений.
Впервые книга Вазари увидела свет в 1550 году; через 18 лет — в 1568 году — она появилась в расширенном варианте, украшенная гравированными портретами художников и автора книги и с тех пор переведена на большинство европейских языков.
Вазари считался современниками крупным художником и зодчим. Его учителем был Б. Бандинелли, но на формирование стиля работ художника более значительное влияние оказали произведения Микеланджело. Вазари основное внимание уделял декоративно-монументальной живописи. Из его монументальных работ известны росписи в зале Павла III во дворце Канчеллерия в Риме (1546), росписи в палаццо Веккио во Флоренции (с 1555)и в зале Реджа в Ватикане (1571—1573). Они исполнены рукой мастера, виртуозно знающего законы монументальной живописи. В его манере есть, по сравнению с гармонией и ясностью фресок высокого Возрождения, большая хрупкость, рафинированность, любование формой при эмоциональной холодности. Все это черты типичны для живописи маньеризма, представителем которого с некоторыми оговорками можно назвать и Вазари-живописца.
Станковое творчество художника — это, прежде всего рисунки и живописные портреты, в основном семьи Медичи.
Вазари основал в 1562 году во Флоренции Академию рисунка, которая, по «го замыслу, должна была стать хранительницей мастерства художников Ренессанса. Вазари участвовал в перестройке и в завершении ряда известных зданий (в частности, закончил начатую Виньолой виллу Джулиа в Риме). Его постройки есть в Ареццо (церковь Аббадия де Кассинези, 1550), Пизе, Пистойе. Но самое знаменитое из его архитектурных произведений — ансамбль улицы (с прославленной картинной галереей) Уффици во Флоренции. Она решена как перспективная театральная декорация, эффектно и выразительно. В этой театральности решения одна из характерных примет зодчества эпохи.
В связи с возросшим в XX веке интересом к искусству маньеризма более значительным и масштабным представляется и наследие Вазари живописца и зодчего, одно время, решительно казавшееся второстепенным по сравнению с его прославленной книгой.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.