Работы Франца Антона Маульберча находятся в Австрии, Германии, Венгрии, Чехословакии. Искусствоведы всех этих стран относят творчество его к числу самых значительных явлении художественной жизни Средней Европы в XVIII столетии. По общему признанию, он был одним из наиболее интересных декоративных живописцев этого времени.
Его произведения служат примером понимания задач монументально-декоративного искусства в ту эпоху.
Маульберч был родом из Германии. Он родился в маленьком местечке Лангенарген в земле Вюртемберг. Как художник он сформировался в Вене, городе репрезентативных дворцов и пышных монументальных ансамблей. Семнадцатилетний юноша начал учиться в Венской Академии художеств, где пробыл девять лет. Сюда же в 1770 году он вернулся :в качестве профессора уже будучи зрелым, многоопытным художником. Система преподавания в Венской Академии художеств мало чем отличалась от программ всех академий той поры, взявших за образцы опыт Болонской школы, канонизировавшей достижения Высокого Возрождения.
Маульберч прекрасно усвоил классические схемы, но ему больше по душе пришлось творчество великого Рембрандта, его поразительная «партитура» света и тени, праздничная торжественность живописи, станковой и фресковой, художников Венеции, особенно ценил он произведения Тьеполо.
Человек, который захотел бы последовательно осмотреть монументально-декоративные работы Маульберча, получил бы всестороннее представление об архитектуре барокко в Средней Европе, о понимании синтеза искусств зодчими и художниками во второй половине XVIII века. В Вене и в небольших городках и поселениях Нижней Австрии сохранилось наибольшее число работ мастера. Одна из ранних (1752—1753) и в то же время наиболее ценных в художественном отношении и привлекательных — фрески в венской церкви пьяристов, соединяющие ясность, благородную уравновешенность композиции с эмоциональностью, красотой и звучностью колорита. В фресках в церкви в Хейлигенкрейц-Гутенбрунне (1757—1758), в фресках для венского университета (1756—1759) и Хофбурга (1772) несколько иные акценты. Внутренняя сдержанность явственно уступает место эффектным динамическим композициям.
Фрески в покоях дворца Марии Терезии и в придворном капелле в Инсбруке (1775—1776) — великолепный пример монументально-декоративной живописи эпохи. Они написаны поразительно свободно, широко, легко, будто мастер имел дело не с огромной плоскостью стены, а с небольшой акварелью. В работах Маульберча мы видим эффектные «прорывы» пространства, стремительное, легкое движение, необычайно сложные ракурсы и позы фигур. Он любит создавать впечатление бездонности неба и сияния синевы, любит яркий свет. При том, что, как известно, большинство библейских и мифологических сюжетов носят характер драматический, композиции художника лучезарны, оставляют впечатление изящное и радостное. Эта тяга к иллюзионистическим эффектам, явное и сознательное предпочтение задач декоративного порядка, стремление достичь декоративного эффекта, во что бы то ни стало — тесно связаны с самой направленностью архитектуры барокко, с ее программной театрализацией, когда верующий в храме рассматривается как участник богатого и впечатляющего театрализованного представления («Апофеоз св. Игнатия»).
Из работ Маульберча на территории нынешней Чехословакии можно отметить великолепный плафон в церкви святой Троицы в Братиславе, гае художнику удалось путем эффектных светотеневых контрастов добиться поразительной легкости, «невесомости» огромной композиции, и замечательно отвечающие декоративному характеру интерьера росписи в библиотеке монастыря в Страхове (1794), исполненные с большим изяществом. В страховских фресках по сравнению с работами 1760-х—1770-х годов отмечаешь редкостную пластическую ясность, попытку внести определенный рациональный расчет в игру эффектов.
Пожалуй, наибольшее количество работ Маульберча поры его творческой зрелости находится в Венгрии, особенно в ее западных районах и в городках около озера Балатон. Это поражающие смелой фантазией композиции в Шюмече (1758), фрески в Дьере (1772—1781) с изображением венгерских святынь, росписи в епископском дворце в Сомбатхее (1783) в лицее в Эгере (1792— 1793) и другие. Но при всех очевидных достоинствах произведений Маульберча и незаурядности его дарования, это акцентирование задач декоративного плана нередко приводит к тому, что фрески воспринимаются как напыщенная декламация, не скрывающая внутренней пустоты.
Маульберч занимался много и станковой живописью. Но существенной разницы в понимании целей здесь не найдешь. Видимо, декоративность была главной чертой его таланта. Известен Маульберч и как рисовальщик и мастер офорта.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.