Величайший испанский живописец XVII века Диего де Сильва Веласкес отразил в своем искусстве гуманистические идеалы эпохи. Он показал жизнь своей страны, пустоту и ничтожество знати, благородство и высокую красоту людей труда. Реалистическая жизненность обеспечила бессмертие художественным образам его лучших полотен.
Веласкес родился в Севилье, в семье небогатого дворянина. Первым его учителем был художник Франсиско Эррера Старший. Позднее молодой живописец постигал мастерство в доме своего тестя Франсиско Пачеко, где он сблизился с передовыми людьми своего времени и смог быстро развиваться в 'благодатной художественной атмосфере.
Ранние работы Веласкеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Картины «Завтрак» (ок. 1617 г.), «Продавец воды» (ок. 1620 г.), «Старая кухарка» (ок. 1620 г.) привлекают ощущением значительности изображенного при подчеркнутой простоте и обыденности сюжетов. Правда, лица персонажей выражают весьма несложные чувства, действия мало, движения скованы. Но примечательно само обращение к демократическому типажу. Такая трак гонка перешла и в религиозные полотна Веласкеса — «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. 1620 г.).
В 1623 году Веласкес переезжает в Мадрид и вскоре становится придворным живописцем испанского короля Филиппа IV. Испанский двор был очень чопорным и строгим (говорили, что сам король улыбнулся лишь три раза в жизни), но художник и здесь сумел сохранить верность идеалам своей юности. В 1628 году Веласкес начинает писать картину «Вакх», или «Пьяницы». Мифологический сюжет не помешал ему взять в качестве героев группу крестьян, а может быть, бродяг с грубыми лицами, которые простодушно состязаются между собой, выпивая вино в честь юного Вакха.
Работая над заказными парадными портретами, Веласкес не сразу преодолел каноны этого жанра. Первые изображения короля, инфанта Фердинанда и графа Оливареса во многом еще традиционны. Деревья в качестве кулис и торжественно стоящая между ними фигура в черном создают неизменную парадную композицию. Но уже и конных портретах того же Оливареса, могущественного первого министра, и инфанта Валтасара Карлоса виден умный и тонкий мастер-психолог. Этот дар Веласкеса блестяще проявляется в небольшом погрудном портрете Оливареса (ок. 1638 г.), раскрывающем корыстную, властолюбивую натуру жестокого временщика. В целой серии портретных изображений Веласкеса запечатлены самые униженные и несчастные обитатели королевского дворца — карлики, шуты, уродцы. Эти портреты, написанные с глубоким сочувствием к жалким моделям, говорят о гуманизме их автора. Художник не довольствовался придворными заказами, он находил свои модели и писал их прочувствованно и смело. Таков портрет скульптора X. Мартинеса Монтаньеса (ок. 1637 г.), «Дама с веером» (ок. 1648 г.), портрет слуги (1650).
Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Броды», или «Копья», была закончена им в 1636 году. На картине изображен момент передачи ключей крепости города Бреды испанскому военачальнику Спиноле предводителем побежденной голландской армии принцем Нассау. Сам по себе торжественный эпизод, венчающий одну из немногих побед испанцев в XVII веке, художник передал со всей правдивостью и значительностью. Справа за спиной испанского полководца, учтивым жестом встречающего своего противника, высится гордый лес копий. Слева в беспорядке толпятся голландцы. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости.
Полотно отличается колористическим совершенством, тонкой живописной связью фигур и пейзажа. Кроме того, оно открывает собой жанр реалистической, подлинно исторической картины. В 1649 году, будучи в Италии. Веласкес создает один из своих шедевров — портрет папы Иннокентия X. Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и беспощадно. «Слишком правдиво», — воскликнул папа, увидев свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Портрет исключительно хорош в живописном отношении. Контрасты белого и интенсивно красного цвета взяты в солнечном освещении, игра рефлексов на лице с рыжеватой бородкой повышает выразительность этого образа. «Лас Менинас» — так называлась одна из последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Она изображала сцену придворного быта. Художник; в нем легко узнать самого Веласкеса, пишет с натуры портрет королевской четы, рядом с ним стоит маленькая инфанта Маргарита, окруженная придворными. Полотно оригинально во всех своих качествах. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Король и королева не показаны совсем, их отражение видно зрителю в зеркале. Маленькая инфанта с распущенными золотыми волосами в пышном, странном для ребенка платье с кринолином находится в центре композиции. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики.
Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Картину невозможно смотреть вблизи. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами».
Но еще более знаменитой, чем «Лас Менинас», является картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реализма Веласкеса.
Изображена внутренность мастерской шпалер. На переднем плане группа работниц. Вот они-то и являются главными персонажами полотна. Красота этих женщин из народа, грация и достоинство, проявляющиеся в их движениях, особая светозарность полотна, в освещенной глубине которого видна еще одна сцена с женщинами, рассматривающими ковер, снискали этому произведению Веласкеса мировую славу. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах».
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.