«Виды искусств — это большой оркестр. Я люблю работать на разных инструментах. Я рисую, иллюстрирую, пишу картины, делаю мозаики, пишу фрески, леплю... Я добиваюсь для своего искусства нахождения таких форм, которые давали бы мне возможность переносить форму с плоскости в объем, из графики в живопись, от гуаши переходить к мозаике... Люблю красивые силуэты и ясные композиционные членения, контрасты плоскостей и объемов, матовые поверхности и легкие прописки на холстах», — так говорил о своей рабочей практике Александр Александрович Дейнека.
С именем Дейнеки в наше искусство вошли и новые представления о пространстве в необычной начертательной трактовке, и большие ровноокрашенные плоскости в контрастной взаимосвязи с подчеркнуто объемными формами, и выразительнейшие приемы ритмических и силуэтных сопоставлений. Но главное, пожалуй, было не в этом. Главное — в остром восприятии современности, в великолепном, точно выраженном ощущении данного этапа советской действительности, и перекличке самой индивидуальной манеры с динамическим темпо-ритмом эпохи. Живописи Дейнеки многие пытались и пытаются подражать, правда, внешнее воспроизведение приемов ничего не дает, но приобщение к искусству большого стиля, постижение его внутренних философских импульсов всегда благодатно для начинающих. Уже при жизни Дейнеки говорили о «школе Дейнеки», настолько органично вошли открытые им принципы в искусство многих молодых советских художников.
Родился Дейнека в Курске в семье железнодорожника. Учился
в Харьковском художественном училище, затем служил в Красной Армии и был откомандирован во Вхутемас. Его учителями стали В. А. Фаворский, И. И. Нивинский и Д. С. Моор. В 1924 году институт был окончен. Начал Дейнека самостоятельную творческую деятельность с рисунков для журналов «У станка», «Безбожник» и иллюстраций. Графические приемы вошли и в его первые картины, написанные маслом: «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927). Увлекала художника и общественная жизнь. Он был одним из основателей и активнейших членов «Общества станковистов» (ОСТ), из которого вышло немало интересных мастеров с яркими творческими индивидуальностями. К 1928 году относится одно из лучших произведений Дейнеки — картина «Оборона Петрограда». В холодное утро выступил в поход отряд питерских рабочих. Они идут, но льду замерзшей Невы, а чуть поодаль над ними видны возвращающиеся по мосту в город раненые.
Основной пафос этого полотна Дейнеки в сплоченности, в несгибаемой воле защитников колыбели революции.
Большой удачей художника была и картина «Мать» (1932). Сочетание лиризма и монументальной значительности образа составляют ее своеобразие. В 1935 году Дейнека совершил поездку в Италию, Францию и США. Оттуда было привезено много рисунков, эскизов, акварелей. Заграничные впечатления художника отразились в картинах «Негритянский концерт» и «Улица в Риме».
К 30-м же годам относятся и первые опыты Дейнеки в монументальной живописи. Он пишет несколько панно на любимые свои темы — спорт, авиация. Для Советского павильона Международной выставки в Нью-Йорке (1939) исполняет композицию «Знатные люди Страны Советов». Самая значительная монументальная работа этого периода — мозаики для станции метрополитена «Маяковская» — была завершена художником в 1939 году.
Одновременно писались станковые картины: «Будущие летчики» — поэтическое воплощение юности и мечты; «Первая пятилетка» (1937) — центральная часть неосуществленного панно; «Левый марш» (1941) — весь в традициях монументальном живописи. Перед самой войной были закончены мозаики для станции Московского метрополитена «Павелецкая» (проект станции впоследствии был изменен, часть композиций можно видеть на станции «Новокузнецкая»).
Из произведений Дейнеки военных лет наиболее известны картины «Окраина Москвы» (1941) и «Оборона Севастополя» (1942). Героический подвиг защитников Севастополя в творческом преломлении художника полон трагической патетики. На фоне дымного неба, «пожаров и гроз» вздымаются белые фигуры сражающихся врукопашную краснофлотцев. Оттесненные врагами к самому морю, в последнем смертном бою, они, как символы гнева и отваги, вырастают над темной толпой фашистов.
После Великой Отечественной войны открылись новые перспективы творчества. Дейнека пишет станковые полотна: «Тракторист» (1956), «У моря» (1956), «Кузнецы» (1957), «Покорители космоса» (1961). Не изменяя своим творческим принципам, мастер как бы открывает для себя новые качества живописи. В его картины приходит воздушная дымка, звучный, интенсивно красочный колорит. В мозаиках Дейнеки «Лыжники» (1950), «Хорошее утро» (1960), «Доярка» (1960—1961) отразились живописные находки последних лет.
«Искусство — это совесть человека», — говорил Дейнека н собственным творческим трудом, полным оптимистического мировосприятия, утверждающим жизнь, доказывал глубокую правоту этих слов.
Дейнека был действительным членом Академии художеств, а с 1962 по 1966 годы ее вице-президентом. За заслуги в развитии советского изобразительного искусства он удостоился высокого звания народного художника СССР. В 1969 году А. А. Дейнеке было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1964 году художнику была присуждена Ленинская премия за комплекс мозаичных работ: «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро» и «Хоккеисты».
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.