Якопо делла Кверча наряду с Гиберти и Донателло относится к числу великих итальянских скульпторов первой половины XV столетия, но его искусство более тесно и органично связано со Средневековой традицией. II вместе с тем, в нем есть такие пластические прозрения, такая мощь, которые позволили потомкам сравнивать делла Кверча с Микеланджело. Творчество скульптора далеко не сразу нашло сторонников и последователей.
Как и многие великие мастера итальянского Возрождения, Якопо делла Кверча вырос в семье ремесленника. Его отец, Пьеро д'Анджело, занимался резьбой по дереву и ювелирным делом, был, как тогда говорили, золотых дел мастером. Ранние работы делла Кверчи не сохранились. О них мы знаем только по легенде, записанной Вазари. Известно, что он участвовал в конкурсе на рельефы бронзовой двери баптистерия Флорентийского собора, исполнял конные статуи кондотьеров.
Но дошедшее до наших дней, хотя и заметно поврежденное, надгробие Иларии дель Карретто п церкви Сан Мартино в Лукке (1406), исполненное делла Кверча, знакомит нас с уже вполне самостоятельным, сильным мастером. В этом надгробии, в стиле его исполнения мы сразу же отмечаем разноречивость традиций, сформировавших искусство скульптора. Сам тип надгробия в виде саркофага вызывает в памяти старые римские образцы. Ангелы с гирляндами напоминают античных амурчиков и путти. Да и в целом трактовка объемных скульптурных форм уже по-ренессансному естественна, почти не стилизована. И вместе с тем, сам мотив надгробия — фигура усопшей лежит поверх саркофага — явно связан с северной, немецкой готикой. Но, собственно, и родной город скульптора — Сиена — был центром утонченного, аристократического готического искусства. В известной степени как предшественников делла Кверча можно рассматривать и северо-итальянских скульпторов Никколо и Джованнн Пизано.
Это сочетание старых традиций и нового подхода к своим задачам характерно для переломной эпохи в судьбах итальянской художественной культуры — эпохи раннего Ренессанса, когда жил Якопо делла Кверча.
В 1408 году Якопо делла Кверча исполнил полную благородства, величественную статую Марии с младенцем для собора в Ферраре. В Лукке, где он работал с перерывами десять лет, с 1413 по 1423 год, им были сделаны надгробие дель Карретто и алтарь Трента в церкви Сан-Фредиано. В Болонье ему принадлежат несколько надгробий, и здесь же находится одно из центральных его творений — портал Сан Пстронио (1425—1438). Именно рельефы этого портала имеют в виду (особенно рельеф «Сотворение Адама», когда проводят аналогии между Якопо делла Кверча и Микеланджело. В них есть пластическая мощь, подлинное обобщение, неподдельный драматизм чувств. Фигура сильного, могучего ангела, изгоняющего Адама из рая, так не похожа на бестелесных ангелов готики. Как писал позже Вазари, «фигуры у Якопо стали мягкими и мясистыми».
Работа скульптора над каждым заказом занимала несколько лет. Делла Кверча странствовал из го-рола в город. Иногда накапливалось несколько параллельных заказов в различных областях. Художник вынужден был пускаться на всевозможные уловки, чтобы как-то урегулировать возникавшие постоянно конфликты с заказчиками. Ему не раз грозили тюрьмой и штрафами. Но как бы то ни было, его работы ценились чрезвычайно высоко, и каждый город хотел иметь его произведения.
В Сиене Якопо делла Кверча был известен и как военный инженер, а с 1435 года он числился в качестве главного архитектора города. Из его скульптурных произведений для Сиены были сделаны городской фонтан «Фонте Гайо» («Источник радости», 1409—1419) и в 1428 году рельеф из бронзы для купели сиенского баптистерия «Захарий в храме». В баптистерии оказались собранными воедино работы Якопо делла Кверчи, Донателло и Гиберти. И здесь видно, как неповторима индивидуальность каждого из них. Фонтан (остатки его и по сей день можно видеть в лоджии сиенской ратуши) привлекает удивительной поэтичностью аллегорических фигур, редкостным изяществом пропорции и силуэтов. В поздних работах Якопо делла Кверча явственно звучат драматические ноты. После смерти скульптора в искусстве Сиены наблюдался как бы возврат к готической традиции, но он оказался недолгим. Искусство Ренессанса побеждало во всех областях Италии.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.