Немногие из великих мастеров Искусства Японии завоевали такую популярность за пределами страны, как Кацусика Хокусай. С его творчеством у многих людей связано типическое представление о японской гравюре, искусстве, укладе и философии жизни.
Отец Хокусая был мелким ремесленником и жил неподалеку от столицы Японии Эдо, как тогда именовали сегодняшний Токио. Когда мальчику исполнилось 13 лет, его определили учеником в мастерскую гравера Кацукаву Сюнсо, автора гравюр из жизни актеров, художника-реалиста. Уроки учителя чувствуются в ранних гравюрах Хокусая, также посвященных актерскому быту. Но вскоре молодой художник стал работать иначе. Гравюры Сюнсо начали казаться ему суховатыми и прозаичными.
С 1797 по 1810 год Хокусай исполнил множество «суримоно» - небольших по формату поздравительных гравюр. Этот вид гравюры очень любят и ценят в Японии. Он требует особой точности руки, филигранной техники. Су-римано, исполненные Хокусаем,— маленькие поэтичные новеллы.
В 1814 году началось издание пятнадцатитомного, тщательно подготовленного мастером пособия для художников — «Манга»— удивительной книги о системе всего восточного искусства. Отдельные темы этой своеобразной энциклопедии отводились рисованию людей, птиц, животных, цветов. Здесь собрано множество замечательных зарисовок. Хокусай в своем издании как бы подытоживает многовековой опыт предшественников, воспринимая его как живое дело. Становится понятным, какое огромное место в системе условного японского искусства отводилось непосредственному наблюдению и изучению природы, как потом эти непосредственные ощущения и знание помогли художнику делать естественной, органичной плоскостную пространственную систему.
Личность Хокусая можно сравнить с великими мастерами европейского Ренессанса. Он был широкообразованным и разносторонним человеком. Занимался живописью, сочинял стихи и писал книги, иллюстрировал их, делал гравюры и рисунки (его графическое наследие насчитывает около тридцати тысяч листов). Художник в совершенстве знал древнее восточное искусство и интересовался живописью европейских мастеров, тем, как искусно они строят перспективу, используют светотень, и учитывал их достижения в своих работах.
Хокусай слыл неутомимым путешественником. Он путешествовал по Японии, и во время этих странствии возникали замыслы большинства его гравюрных циклов.
Лучший период в творчестве Хокусая — 1820-е - 1830-е годы, когда им были сделаны серии гравюр «Мосты» (1823—1829), «36 видов горы Фудзи» (1823—1829), «Водопады» (1827—1829), «Поэты Китая и Японии» (1830). Многие годы длилась его работа над циклом «Станции Токайдо». Из более поздних работ мастера очень
популярны стали «100 пилон горы Фудзи». В своем творчестве Хокусай выступает как замечательный продолжатель традиций живописи укийё-е — живописи картин повседневной жизни, в которую он вносит много нового. Хокусай повествует в своих гравюрах о прозаичной жизни простых люден, занятых будничными вещами. Он очень внимателен к их жизни, в его листах множество подробностей, но все они органично сочетаются в единую композицию. Перед нами живой мир, особая среда, созданная условными средствами искусства и в то же время редкостно достоверная, убедительная. Вглядываясь в гравюру, мы восхищаемся, как умно и тонко художник раскрывает тему. Легкий, острый рисунок делает живыми и выразительными множество мелких фигур. Они нарисованы нередко чуть шаржировано, гротескно, и вместе с тем мы ощущаем доброе отношение мастера к своим героям. Порой Хокусай бывает, ироничен, но и ирония его носит мягкий, ненавязчивый характер. Художник может противопоставлять в своих композициях вечную суету и величие природы, но природа никогда не «давит» на человека. Обычно о работах Хокусая мы видим поразительное единство человека и природы.
Произведения Хокусая могут быть лирическими, философски-созерцательными, но художнику доступны и драматические чувства, он обращается также и к острохарактерным, запоминающимся эпизодам быта. Работы мастера поражают своей поэтичностью, тонкостью чувств, и, вместе с тем, мало кто из мастеров его времени может быть назван столь же демократичным, как Хокусай.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.