«...Вы правы будете только в том случае, если вы действительно искренне так думаете и чувствуете. Только тогда это будет настоящая правда, которая дороже всего и которая скажется в работе и новым и живым словом».
Такими строками завершается знаменитая книжка Анны Семеновны Голубкиной «Несколько слов о ремесле скульптора». Она обращалась с этим заветом к своим ученикам. Но и о своем искусстве она могла бы сказать так же: творчество Голубкиной— подлинное воплощение искренности, душевного порыва, которые вели художницу к «настоящей правде».
Голубкина — крупнейший русский скульптор начала XX века. Недовольство существующим, чувство тяжкого бремени жизни и вместе с тем образы пробуждения, стремления к счастью — вот что, прежде всего отличает ее творчество 1900—1917 годов. Все в брожении, у порога новой эры — такова сквозная тема голубкинских работ и эти годы. Как и многие другие русские интеллигенты тех лет, она придала своему восприятию жизни всеобщий характер. Она изображает пришедшие в движение изначальные стихии; среди действующих лиц ее скульптур — земля и огонь, волны и туман. Ее портреты — это чаще всего символические олицетворения: просыпающегося разума, зрелой мудрости, тяжкого страдания.
Голубкина родилась в небольшом подмосковном городе Зарайске, в семье огородника. Учиться она начала поздно, 25-ти лет, будучи духовно сформировавшимся человеком.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позже мастерская Родена и Париже... Впрочем, Голубкина всюду не столько училась, сколько искала и находила средства для выражения тех чувств и мыслей, которые волновали ее многие годы. «Железный» 1897 года открывает серию скульптур, в которых запечатлены «люди низов», поднимающиеся к сознательной, целенаправленной деятельности. Приоткрывшийся в жадном вдохе рот, вопрошающий взгляд из-под нависших век, резкое движение лицевых мускулов — псе это свидетельство грудной, но яростной внутренней работы, поисков выхода, освобождения от плена сковывающих сил.
В «Идущем» (1903) упрямая воля крепко сомкнутых губ, тяжкая сила могучих надбровных дуг и острых скул как-то неожиданно соединены с нерешительностью взгляда, скорее вопрошающего, чем энергично ясного. Свет познания мира уже зажегся в глазах «Идущего», но мысль его еще не зрела, не осознана высокая жизненная цель.
В других скульптурах времен революции 1905 года варьируется и видоизменяется художническое постижение народной жизни. Это «Солдат» (1907), «Раб» (1909), где мощная сила все больше соединяется с волевой энергией, с готовностью к броску. Это обнаженная фигура «Рабочего» (1909), где уже преобладают мотивы героического плана. Это, наконец, «Сидящий» 1912 года, как бы завершающий всю серию названных скульптур. В «Сидящем» запечатлен образ убежденного борца, спокойного в сознании своей правоты и ясности найденного после стольких исканий пути. Этот образ обладает поистине пророческой силой прозрения грядущего.
В те же годы Голубкина создает вещи, в которых преобладают мотивы тяжкого человеческого страдания. Таковы «Кочка» (1904), «Пленники» (1908). «Вдали музыка и огни» и другие скульптуры, где господствуют образы тяжкого, мучительного плена, который подчинил своей тупой власти беззащитные существа, грубо подавляет их порывы к радости, к свету. Но рядом с такими вещами — композиции, где преобладает бурное волнение мятежных страстей. В «Земле» (1904) глухо бурлит затаенная сила; вся тяжко весомая масса скульптуры бугрится, сотрясается от внутреннего напряжения. А барельеф «Пловец» 1901 года (установленный над одним из входов в здание Художественного театра) - это романтический символ бури, взрыва, вихря, способного смести любые преграды.
В голубкинских портретах тех лет также часто встречаются мотивы пробуждающегося сознания («Марья», 1905; «Иван Непомнящий», 1908). Рядом с ними — портреты, повествующие о знании жизни, изведанной до дна. Таковы знаменитые «старухи» Голубкиной — ведунья и пророчица «Изергиль» (1904), исполненные спокойной, всеведущей мудрости «Странница» (1902), «Л. И. Сидорова» (1906), похожая на символ познания «Старая» (1911). В 1905 году Голубкина создала первый в России скульптурный портрет Карла Маркса, который сочетает энергичное волевое начало и тончайше разработанную тему красоты и силы могучего разума.
Свое понимание человека, его жизни, его духовного пробуждения Голубкина выразила не только в сюжетах и идеях исполненных ею произведений, но и в их скульптурной форме. «Вы не найдете ни одной хорошей статуи без чувства живой одухотворенной материн» — говорила художница. Она добивалась того, чтобы пластическая масса фигур и портретов обладала бы свойствами живой плоти, отзывчивой на все движения мыслей и чувств человеческих. Оттого-то Голубкина так любила глину: она обладает идеальной податливостью, делая предельно кратким путь от помысла к его воплощению. Редко у кого из художников сам процесс делания вещи предстает до такой степени открытым, обнаженным, редко бывает так, чтобы поверхность скульптуры с такой степенью наглядности сохраняла ход размышлений и эмоциональных побуждений автора...
Тяжкая болезнь омрачила последний период жизни художницы. Но как только это становилось возможным, она вновь и вновь вставала к своему скульптурному станку. Такие произведения Голубкиной, как портреты Л. П. Толстого (1927), В. Г. Черткова (1926), последняя работа мастера — композиция «Березка» (1927), бесспорно, принадлежат к числу шедевров советской русской скульптуры.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.