Вот уже почти полвека па рижских художественных выставках можно видеть литографии и офорты, станковые произведения и иллюстрации Артура Петровича Апиниса. Без его работ представление о латышской графике было бы неполным. Известно его творчество и за пределами республики. Его работы неоднократно репродуцировались в общих трудах о путях развития советской графики, не раз экспонировались за рубежом.
Творчество Апиниса отличается завидной последовательностью, верностью избранным в молодости принципам. Он с большим уважением относится к традициям классического искусства. Апинис получил художественное образование в рижской Академии художеств (1923—1932), окончив ее но мастерской Р. Зариня, убежденного сторонника реалистического традиционного искусства. Молодого мастера привлекала сегодняшняя жизнь во всем ее многообразии. Наряду с работами камерными, тонкими пейзажами, интимными, лирическими в своей основе («Улица в Валмиере», 1938), он обращался к темам эпического звучания, событиям историческим («Индустрия», 1930; «Восстание 1905 года», 1934). Глубоким психологом показал себя художник в цикле иллюстраций к собранию сочинений Р. Тагора (1938).
Апинис создает композиции, насыщенные многими характерными деталями, он с любовью относится к особой жизни натуры. Его можно было бы назвать рассказчиком, но он и настоящий поэт, умеющий увидеть во внешне бесхитростном мотиве неповторимую красоту жизни. Уже в 1930-е годы Апинис выдвигается в первые ряды латышских графиков. В 1940 году, после восстановления Советской власти в республике, художник создает проекты первых почтовых марок Советской Латвии. Именно Апинису было поручено спроектировать герб Латвийской ССР.
В первые послевоенные годы художник работает чрезвычайно активно. Он создает обширные графические циклы «По следам войны» (1946). «Земгалия» (1946— 1949), «Восстановительные работы» (1949). Не все в них равноценно. Некоторые листы носят несколько иллюстративный, «видовой» характер — недостаток, типичный для графики тех лет. Но в целом это интересное многоплановое повествование о судьбах народа, его героизме и трудолюбии, проникнутое глубокой любовью к родной земле, верой в ее будущее. Как и прежде, Апинис отдает предпочтение офорту — технике, где в каждом штрихе мы ощущаем личное, живое отношение художника к изображаемому. К этим циклам непосредственно примыкает и серия иллюстраций к собранию сочинений Яниса Райниса. По своему характеру иллюстрации мастера скорее напоминают станковые произведения, строго продуманные но композиции. Апинис стремится здесь к своего рода монументальности, чтобы передать эпичность стиля многих произведений Райниса.
Работы художника отличает всегда высокий профессиональный уровень. У него практически нет срывов. Он с интересом следит за жизнью, стремясь рассказать о новом, запечатлеть новый облик родной земли. Это как бы неспешные, вдумчивые размышления, а не беглые, пусть яркие, первые впечатления. Именно поэтому предпочитает Апинис работать над обширными циклами. Он стремится к многоплановому показу жизни, но при этом добивается и законченности каждого отдельного листа, самостоятельности его звучания («Даугава»). Апинис любит решения пейзажного характера, панорамы. Таковы его циклы офортов «Колхозы Латвии» (1961) и «На полях Советской Латвии» (1965). В целом серии офортов, созданные художником за его творческую жизнь, составляют цельное эпическое повествование о родной земле. В 1950-е—1960-е годы Апинис по-прежнему успешно выступал и как художник книги, точнее как автор циклов иллюстраций. Особенно удавались ему иллюстрации к книгам Я. Райниса и Я. Судрабкална. Интересна и его интерпретация русской классической литературы. Художник иллюстрировал стихи А. Блока, романы Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого.
Многие годы Апинис преподает в рижской Академии художеств. Его творчество продолжает оставаться живым, волнующим явлением, интересным для зрителей и вызывающим уважение профессионалов.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.