«Сила чувства делает его равным самым великим поэтам» — сказал об Эжене Карьере художник и критик Морис Дени. Действительно, поэтичность — первое определение, которое приходит в голову при знакомстве с живописью и графикой Карьера. Тихой и грустной поэзией проникнуты его женские и детские образы; в его портретах писателей и художников раскрывается поэтическая сущность творческой личности, ее глубокая погруженность в свой внутренний мир.
Карьер принадлежит к тем художникам конца XIX века, в чьем творчестве выразилось ощущение неудовлетворенности существующими социальными условиями — ощущение, однако, не переходящее в активный протест. Тихая меланхоличность его творчества, мечтательность, обращение к глубоко личным, интимным темам как бы восполняли остро ощущаемый им недостаток доброты и поэзии в современном мире. Это не бегство от жизни, а открытие в ней новых пластов, новых ценностей, способных противостоять жестокости капиталистической действительности.
В этом отношении Карьер был не одинок — подобные идеи определяли, например, творчество импрессионистов. Но особенность Карьера заключается в том, что круг его тем ограничен интимно-лирическими переживаниями, тонкими оттенками одного определяющего чувства светлой печали.
У Карьера нет ни пейзажей, ни жанровых композиций — он писал только своих родных или людей, близких ему по духу. Чтобы создать художественный образ, ему надо было знать свою модель в совершенстве, проникнуться ее внутренним миром, слиться с нею. «Я вижу других людей в себе и нахожу себя в них; то, что волнует, маня, дорого и им»,— сказал он однажды.
Жизненный путь Карьера не богат внешними событиями. Младший ребенок в бедной и большой семье, жившей в Страсбурге, он рано узнал тяжкую нужду и труд. Замети» его склонность к рисованию, родители отдали сто и ученики в мастерскую литографа. Днем он печатал этикетки, визитные карточки и т. п., вечером занимался на курсах рисования. В один прекрасный день он бросил нос и уехал и Париж, решив стать художником.
В Париже Карьер поступает в мастерскую Кабанеля — художника академического направления, которую заканчивает в числе лучших. Франко-прусская война, разгром, плен, оккупация его родного города Страсбурга резко меняют течение его жизни. Карьер начинает сначала: опять поступает в литографскую мастерскую (на этот раз к знаменитому плакатисту Шере), а и свободное время занимается живописью. Известность и относительный достаток приходят к нему после многих лет упорной, полной тихого героизма борьбы с нуждой. Но, ни разу он не изменил своему принципу — касаться в искусстве лишь самого близкого, дорогого, того, что сроднилось с его собственной душой.
Может быть, поэтому так трогают и волнуют созданные им портреты некоторых его знаменитых современнике)» — Додэ, Родена, Верлена. На портретах Карьера лица как бы выступают из тумана — художник избегает четких контуров, резких теней, объем передан лишь градацией серебристых тонов.
Эта мягкость передачи объема напоминает поздние работы Родена е их трепетной поверхностью и игрой светотени. Вообще у Карьера гораздо больше точек - соприкосновения не с современной ему живописью, а со скульптурой и даже с поэзией. Его живопись построена не на цветовых контрастах, а на едва заметных оттенках тона.
Одни оттенки нас пленяют,
Не краски: цвет их слишком строг!
Ах, лишь оттенки сочетают
Мечту с мечтой...
Эти слова из программного стихотворения Верлена «Искусство поэзии» воспринимаются как программа и для искусства Карьера. Может быть, поэтому портрет Верлена оказался одним из лучших созданий художника. Карьер писал Верлена и 1890 году, а в I896, после смерти поэта, повторил портрет и литографии. На этом полотне, как сгусток спета, выступает мощная голова — со лбом мыслителя, с крупными чертами простолюдина, с полузакрытыми от смертельной усталости глазами. Можно представить себе, что А. М. Горький смотрел на этот портрет, когда писал о Верлене: «В его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей и не может..»
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.