Теодор Жерико был первым крупным мастером французской романтической живописи. Его творчество протекало в бурную и противоречивую эпоху падения наполеоновской империи, реставрации монархии Бурбонов и демократического подъема 1820— 1823 годов.
Художник родился в Руане в зажиточной семье. С детских лет жил в Париже, куда переехали его родители. По окончании императорского лицея он начал посещать мастерскую пленериста и баталиста Шарля Берне, а в 1810 году перешел в мастерскую прославленного в ту пору «исторического живописца» Пьера Герена, где получил серьезную академическую выучку. Однако наибольшее воздействие на развитие Жерико оказаю творчество Жана Антуана Гро.
Увлеченный победами французского оружия. Жерико, опираясь на опыт Гро, в 1812 году создает большое полотно «Портрет лейтенанта Дьедонне», или «Офицер конных егерей». В период первой реставрации Бурбонов молодой художник пишет картину «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814). Эта картина явилась противопоставлением и вместе с тем парной работой к «Офицеру». Однако если в «Офицере» Жерико с романтическим пафосом рисовал полного отваги, неустрашимого воина армии Наполеона, то в «Раненом кирасире» он впервые во французском живописи создал образ, олицетворяющий трагический исход наполеоновской эпопеи. До конца империи Жерико писал картины на темы из военной жизни, которая была овеяна для нею « те времена романтическим ореолом боевых подвигов.
В 1816 году Жерико едет в Италию. Здесь он делает многочисленные графические композиции, стремится по-новому осмыслить наследие классики. Об атом, в частности, свидетельствует эскиз композиции «Бег свободных лошадей» (1816—1817), задуманный Жерико как героический образ. После возвращения в Париж Жерико сблизился с кругом оппозиционной, демократически настроенной молодежи, враждебной монархии Бурбонов. Отойдя от обветшалых идеалов классицизма, художник решительно обратился к современности. В Салоне 1819 года он выставил колоссальное полотно «Плот «Медузы», названное в каталоге по цензурным соображением «Сценой кораблекрушения».
Сюжетом для полотна послужило действительное событие. Незадолго до этого и Атлантическом океане затонул фрегат «Медуза». Оказалось, что он не был подготовлен к плаванию, команда не умела выполнять сноп обязанности, более того, на фрегате не было спасательных средств. Потерпевшим крушение удалось соорудить илот, на который выбралось 149 человек. После двух недель странствий, но океану в живых осталось всего лишь пятнадцать. Их подобрал проходивший мимо корабль.
Чтобы соблюсти точность в изображении всех деталей, художник изучал литературные документы о гибели фрегата, знакомился с пережившими трагическое плавание людьми. Тот самый плотник, что сколачивал плот, на котором удалось спастись группе пассажиров «Медузы», сделал для Жерико модель подлинного плотя. Художник специально поехал в Гавр и писал там этюды моря. Изучая деформации, которые производят в человеке голод, болезни и смерть, Жерико делал этюды с трупов и писал портреты больных. Для персонажей картины художнику позировали не профессиональные натурщики, а подлинные участники событий и его друзья, в числе которых был и молодой Делакруа.
Картина «Плот «Медузы» изображала тот момент, когда оставшиеся и живых люди, измученные двухнедельным странствием по морю, борьбой со стихией и голодом, вдруг увидели на горизонте корабль.
Художник стремился правдиво передать чувства и переживания потерпевших кораблекрушение. Полотно его отличалось смелым и глубоко продуманным динамичным композиционным построением, контрастами света и тени и воспринималось очень цельно. В «Плоте «Медузы» был создан исключительный по силе обобщения образ, драматически насыщенный, проставляющий человеческую солидарность, полю к жизни и мужество.
В 1820—1821 годах Жерико работал в Англии. Пребывание в этой стране во многом творчески обогатило художника. На бытовом английском материале он создал литографии «Большой английской сюиты». В них зазвучали ноты, обличающие мрачные стороны социальной жизни буржуазного общества. Их суровый и беспощадный реализм предвосхищал образы Домье и Курбе. Так, например, на одной из литографий Жерико изобразил нищего, умирающего от голода на пороге наполненной товарами лавки булочника.
Вернувшись в Париж, Жерико написал картину «Скачки в Эпсоме» (1821). Картина, написанная в небывалой для французской живописи того времени манере, приобрела большую известность. Для изображения лошадей она сделалась своего рода классическим каноном.
В 1822—1823 годах Жерико создал картину «Печь для обжига извести», которая явилась одним из основополагающих произведений в развитии реалистической трактовки пейзажа XIX века Большой интерес представляю! также несколько исключительных по силе и жизненности портретом душевнобольных клиники Сальпетриер (1819 1820), написанных Жерико.
Жерико был признанным вождем романтической художественной молодежи Франции. Ею увлекал ряд больших творческих замыслов. Он мечтал о монументально-исторических картинах, проникнутых высоким гуманизмом, духом борьбы за свободу прав человека. Однако этим мечтам не суждено было осуществиться. Он yмep в пору расцвета своего таланта.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.