С именем Владимира Васильевича Стасова связана целая эпоха в развитии русского реалистического искусства прошлого века. Приверженец революционно-демократических идеалов 60-х годов, противник крепостничества и самодержавия, народолюбец, он посвятил всю свою жизнь борьбе за передовые идеи, за передовое демократическое искусство.
Стасов родился в Петербурге. Его отец — В. П. Стасов был выдающимся русским зодчим. Общее образование юноша получил в Училище правоведения в 1836— 1843 годах. В этот период, сблизившись с будущим композитором и музыкальным критиком А. Н. Серовым, Стасов взялся за серьезное изучение искусства. Эрудицию он приобрел путем самообразования, много читая, знакомясь с живописью в музеях Европы.
В 1847 году Стасов впервые выступил в печати со статьями, посвященными литературе и музыке. Во второй половине 1850-х годов он написал ряд работ по русской истории, с этого же времени широко развернулась его критико-публицистическая деятельность. В 1857 году Стасов поступил работать в Публичную библиотеку в Петербурге и впоследствии возглавил ее художественный отдел.
Общественно-политические и идейно-художественные воззрения Стасова складывались под влиянием работ Белинского и Чернышевского; их он считал своими учителями. Стасов обращался к художникам с требованием отражать в своих произведениях жизнь, объяснять ее и выносить приговор всему отжившему, реакционному, тормозящему движение вперед. Убежденный последователь эстетики революционных демократов, Стасов считал искусство могущественной силой в борьбе за демократическое переустройство общества. Он подвергал беспощадной критике самодержавие, крепостнический строй, искусство, оторванное от жгучих вопросов современности, далекое от народа.
Деятельность Стасова в области изобразительного искусства поражала своим многообразием. Он исследовал творчество старых мастеров, проявлял пристальный интерес к искусству гравюры, написал специальную работу, посвященную народному лубку (разбор сочинения Д. И. Ровинского «Русские народные картинки», 1882—1883). Его внимание привлекали к себе народное творчество, декоративно-прикладное искусство.
В 1860-х годах Стасов оказал поддержку Артели художников. Позднее он подверг ее критике, видя, что она стала тормозить формирование Товарищества передвижных художественных выставок, идеологом которого Стасов выступил с момента его основания в 1870 году. С неистощимой энергией ратовал Стасов за развитие бытового жанра, как искусства, отвечающего задачам современности. Он горячо приветствовал картины, в которых художники обращались к темам национальной истории, к жизни народа.
Человек исключительной эрудиции, Стасов оказывал постоянную помощь художникам в сборе материалов для их произведений. Он явился первым внимательным критиком многих художников, в том числе В. Г. Перова, И. Е. Репина (написавшего, в частности, портрет Стасова), И. Н. Крамского и других, следил за их творческим развитием. Борясь против отвлеченных «идеальных» канонов, Стасов поддерживал реалистические тенденции в русской скульптуре (произведения М. М. Антокольского и др.). Глубокие знания и богатейший опыт Стасова явились основой для его капитальных трудов: «XXV лет русского искусства», «Искусство XIX века», в которых содержательный обзор развития различных отраслей искусства дан в свойственном критику боевом духе.
В пылу полемики Стасов иногда бывал чрезмерно категоричен и не всегда прав в оценках художественной значимости отдельных произведений, не всегда достаточно оценивал значение художественного наследия. Так, например, восставая против реакционного академизма, Стасов совершенно отрицал роль и заслуги Академии художеств в прошлом. Он рассматривал все искусство XVIII века и большую часть явлений русского искусства первой половины XIX века как не имеющие особой ценности.
Несмотря на эти ошибки Стасов остается для нас горячим поборником и пропагандистом искусства, активно вторгающегося в жизнь, отстаивающего интересы народа.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.