В ночь с 25 на 26 апреля 1792 года молодой поэт и композитор Руже де Лиль написал «Боевую песню рейнской армии». Эта песня с необычайной эмоциональной силой передавала гнев революционного народа Франции. С батальоном марсельских добровольцев «Боевая песня» попала в революционный Париж. Она получила название «Марша марсельцев». Сокращенно ее назвали «Марсельезой». Под звуки «Марсельезы» 10 августа 1792 года народ взял штурмом королевский дворец.
В ту пору Франсуа Рюд был еще ребенком и жил в Дижоне. Впоследствии он вспоминал, как отец записал его в «батальон школьников», и, распевая «Марсельезу», мальчики маршировали вокруг бюстов Марата и Робеспьера. В ту революционную эпоху искусство рассматривали не как «украшение на государственном здании, а как составную часть его фундамента». Большое внимание уделялось организации музеев, преподаванию рисования в школах. Рюд поступил в ученье к дижонскому художнику Девожу. Постепенно определился интерес юноши к скульптуре, и он решил переехать в Париж. Рюд осуществил это намерение в 1805 году. В Париже его учителями становятся скульпторы Э. Голь и П. Картелье. В мастерской Картелье Рюда учили видеть в древних памятниках пример подражания. В ту же пору Рюду довелось принять участие в украшении рельефами Вандомской колонны.
Когда во Франции наступила эпоха Реставрации, Рюду пришлось покинуть родину и поселиться в Брюсселе. Здесь он сблизился с живописцем Ж.-Л. Давидом, так: же находившимся в изгнании. Давид оказал на Рюда сильное влияние. После его смерти скульптор создал портрет этого великого художника. Живя в Брюсселе, Рюд исполнил бюст бельгийского короля Вильгельма I, несколько портретов бывших членов Конвента. Он создал скульптурный декор многих зданий, в том числе дворца Тервюрен.
В 1827 году Рюд вернулся во Францию. Поселившись в Париже, он быстро приобрел известность своими работами. Среди них особенно выделялись жанровые мраморные статуи «Меркурий, завязывающий сандалию» (1827) и «Неаполитанский мальчик-рыбак» (1633). Благодаря ритмическому построению масс и виртуозной свободе исполнения в материале они превосходили все, что в то время создавали французские скульпторы.
После июльских событий 1830 года, всколыхнувших революционный дух Франции, новое французское правительство решило закончить строительство Триумфальной арки в ознаменование побед Наполеона 1803—1806 годов. К оформлению арки, воздвигавшейся по проекту архитектора Ф. Шальгрена в центре Парижа, привлекли Рюда. В четырех громадных рельефах Рюд должен был воссоздать обобщенный образ революционной Франции. «Выступление добровольцев в 1792 г.» должно было увековечить революцию, «Отступление» — трагедию наполеоновской армии в России, «Сопротивление» — защиту французской земли от внешних врагов, «Мир» — наступление во Франции благоденствия. Однако смело задуманный Рюдом рельеф «Отступление», своеобразное осуждение императорских войн, был заменен композицией «Коронация Наполеона» Корто. За Рюдом, в конце концов, сохранили лишь один рельеф — «Выступление добровольцев в 1792 г.», который впоследствии вошел в историю искусства под названием
«Марсельеза». В этом рельефе Рюду удалось найти синтез всего лучшего, что было свойственно классической и романтической пластике того времени. Он внес в решение рельефа античные мотивы, объединившие скульптуру с архитектурой Шальгрена. Добровольцев- 1792 года, отстоявших жизнь республики в битве под Вальми, Рюд представил как древних галлов. Однако эти галлы и стремительная фигура крылатой женщины, летящей над их головами, несли в себе пламя революционного романтизма. Рельеф вызывал самые близкие эмоциональные ассоциации с музыкальной «Марсельезой», с ее знаменитой кульминационной фразой «К оружию, граждане!». Совершенно пустой и застывшей оказалась ло сравнению с этим рельефом «Коронация Наполеона» Корто. Однако в Академии рельеф Рюда встретили неодобрительно. Ныне «Марсельеза» Рюда по праву считается одним из наиболее значительных памятников французской монументальной скульптуры XIX века. Этот рельеф стал общепризнанным символом свободолюбия французского народа. К числу крупных произведений Рюда следует отнести установленный я Дижоне памятник «Наполеон, пробуждающийся к бессмертию» (1845—1847), в котором сказалось увлечение скульптора «наполеоновской легендой». Из других произведений Рюда следует упомянуть надгробие Г. Кавеньяка на кладбище Монмартр в Париже (1845—1847), памятники математику Г. Монжу в Боне (1846—1848) и маршалу >М. Нею в Париже (1852— 1853). В Лувре находится скульптура Рюда «Жанна д'Арк» (1845-1852).
Рюд был прекрасным рисовальщиком. Из числа его учеников особенно выделяется Жан-Батист Карло (1827—1875). Большое влияние творчество Рюда оказало на формирование Родена. Им увлекался и знаменитый Антуан Бурдель.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.