Василий Алексеевич Ватагин, известный советский скульптор, родился в Москве. Любовь к животным, развитая еще в детстве, придала своеобразное направление его интересу к изобразительному искусству: он стал художником-анималистом.
Еще в гимназические годы Ватагин поступил в студию художника Н. А. Мартынова, позднее занятия рисунком и живописью он продолжил под руководством К. Ф. Юона.
Чтобы изучать животный мир на научной основе, Ватагин поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Ему всегда хотелось путешествовать, наблюдать за повадками зверей и птиц. Он исходил Кавказ, любовался нетронутой природой Хибин. На биостанции в Александровске (так назывался тогда Мурманск) рисовал морскую фауну, собранную в гигантском аквариуме. Побывал Ватагин и за границей. Изучал животный мир в Египте и в Индии, в Турции и в Греции. Немало времени проводил с мольбертом в зоологических садах Западной Европы.
До 1908 года Ватагин занимался исключительно живописью и иллюстрированием научных работ и учебных книг по естествознанию. Ряд его картин, главным образом, с изображением северной природы, был экспонирован на выставках. Художник проиллюстрировал «Зоогеографический атлас» под редакцией профессора Мензбира, таблицы по физической географии, учебник географии Крубера и Чефранова и многое другое. С 1908 года Ватагин начал работать как скульптор-анималист. Скульптура стала главной областью его творчества.
Ранние работы Ватагина — рельефы «Кондор» (1908), «Обезьянки» (1908) — были выполнены под влиянием египетской архаической скульптуры. Со временем он обрел самобытный художественный язык. Ватагину хотелось все делать самому, начиная от эскиза. Он полюбил резать из корневищ вяза, клена, липы, березы. Форма дерева часто сама подсказывала позу животного. «Многие считают, — говорил Ватагин, — что нужно искать образ в мягком материале — то есть в глине, и переводить его в мрамор или дерево должен не сам скульптор, а его помощник — мастер. Такую манеру ввел Роден, и наша старая Академия художеств тоже выдвинула лозунг: «скульптор должен только лепить». Я не подчинился этому канону и не жалею. Всю жизнь делаю свои работы от начала до конца самостоятельно, благодаря чему хорошо изучил материал — камень, дерево, терракоту, фарфор, майолику. И своим ученикам не устаю твердить: изучайте свой жанр до конца, побольше работайте на натуре».
Талант художника сочетался у Ватагина с научной эрудицией. Обладая глубокими знаниями животного мира и владея редким даром быстро схватывать и передавать движение, улавливать самые характерные особенности животных и их повадки, Ватагин в своих скульптурах достигал удивительной жизненности изображения.
В «Играющих медведях» (дерево, 1930) подчеркнута их тяжеловесная грация; необычайно пластичен его белогрудый «Пингвин, глотающий рыбу» (кость, 1939). В 30-е годы Ватагин обратился к монументально-декоративным работам, из них самой значительной было оформление входа в Московский зоопарк («Лев», «Медведь», «Россомаха», рельефы — «Антилопы», «Северные олени» и др.). Прекрасный образец произведений Ватагина — его «Барс» (1945). Серию интереснейших анималистических композиций создает он после войны («Моржи», 1957).
Работы Ватагина украшают многие парки, сады, фонтаны. В течение 40 лет он участвовал в художественном оформлении Государственного музея имени Дарвина и Музея зоологии Московского университета, для которых им выполнено около 700 произведений. Ватагин делал также иллюстрации для Большой и Малой советских энциклопедий и научных изданий по зоологии, палеонтологии и зоогеографии. Довелось Ватагину иллюстрировать и «Маугли» Киплинга. «Маугли» с его рисунками выдержал десятки изданий.
Человек необычайной целеустремленности и трудолюбия, глубоко преданный искусству, Ватагин совмещал напряженную творческую деятельность с педагогической. Он преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (1919), во Вхутемасе (1921), Московском высшем художественно-промышленном училище (1963—1969). Художника постоянно окружала молодежь, товарищи по творчеству, и он щедро делился с ними поистине энциклопедическими знаниями, своей взволнованной влюбленностью в природу и искусство.
Ватагину было присвоено звание народного художника РСФСР (1964), он был лауреатом Государственной премии СССР (1952) и Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1968). В 1967 году Ватагина избрали действительным членом Академии художеств СССР.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.