Cappa Дмитриевна Лебедева вошла в историю советской пластики как необыкновенно тонкий мастер скульптурного портрета. Удивительно легко и свежо умела она схватить основные особенности характера портретируемых. Своеобразие ее работ заключалось, прежде всего, в умении запечатлеть трепетное движение жизни.
Способности Лебедевой к изобразительному искусству проявились рано; уже в 14 лет она стала посещать классы петербургской школы Общества поощрения художеств- В 1910 году Лебедева поступила в частную школу М. Бернштейна, продолжая заниматься там рисунком и живописью. Увлечение скульптурой привело ее в мастерскую Л. Шервуда (1912). Шервуд приучал своих учеников лишь к работе над фигурой, поэтому первые опыты Лебедевой в области портрета можно считать вполне самостоятельными.
В 1914 году для подготовки к экзаменам в Академию художеств она поступает в мастерскую Р. Гольдблата и параллельно учится у скульптора В. Кузнецова. Не попав в Академию, с 1915 года начинает самостоятельную работу.
Бывая неоднократно со своей семьей за границей, Лебедева и там упорно занималась изучением' искусств. Некоторое время ее больше интересовала живопись, особенно мастера Возрождения (из живописцев — Боттичелли, Пинтурикио, из скульпторов— Донателло). Позднее она оценила простоту и строгость египетской скульптуры, полюбила античную пластику и русскую скульптуру XVIII века. Огромный интерес у нее вызвали произведения Родена. Из современных русских мастеров ее внимание привлекал замечательный скульптор А. Матвеев.
Из ранних работ Лебедевой сохранилось несколько скульптурных портретов: «Голова китайца», «Голова боксера», «Портрет девушки». Эти произведения говорят о вей, как о сложившемся скульпторе, обладающем своим искренним и непосредственным подходом к модели. Уже в них видны та мягкость, проникновенность характеристик, которые типичны для творчества Лебедевой. В 1918 году Лебедева впервые экспонировала свои произведения на выставке «Мира искусства».
Вскоре после Октябрьской революции Лебедева, включившись, как и многие другие скульпторы, в осуществление ленинского плана монументальной пропаганды, начинает активно работать над памятниками деятелям революции и культуры. 306 Она лепит бюст Дантона (не сохранился), барельефные портреты Герцена и Робеспьера, затем создает барельеф и бюст Карла Маркса (1920).
В первые послереволюционные годы Лебедева мало работает в скульптуре, зато выступает как театральный художник, график, помогает своему мужу художнику В. Лебедеву, сотрудничавшему в «Окнах РОСТА». Несколько позднее, в 1922—1923 годах, Лебедева впервые обращается к фарфору. В 1925 году Лебедева переезжает в Москву. Здесь она лепит с натуры портрет Ф. Э. Дзержинского. Из-за вечной занятости Дзержинского работать приходилось в его кабинете во время вечерних занятий и по воскресениям. Впоследствии Лебедева вспоминала: «Иногда после заседаний, усталый, он меня все-таки принимал и извинялся, что задерживает. Часто я чувствовала, что его смущает, что я так его рассматриваю, он тогда спрашивал как-то застенчиво, не надо ли ему повернуться, и переезжал со своими бумагами на другой конец стола».
В период 20-х—30-х годов Лебедева создает множество интереснейших работ. Среди них особенно интересны портреты В. Иванова, А. Цурюпы, А. Серафимовича, С. Михоэлса, В. Мухиной. Одна из самых известных работ этой поры — портретный этюд В. Чкалова.
Как тонкий художник-психолог, мастерски умеющий раскрыть внутренний мир портретируемых, сложность их характеров, выступает Лебедева и в годы Великой Отечественной войны. К работам этого времени относится портрет А. Твардовского.
В 60-е годы Лебедева создает портреты Э. д'Астье де ла Вижери, Ц. Мансуровой, «Женский портрет». В них выражена активность внутренней жизни этих людей, яркость, незаурядность их личности.
Но не только портрет увлекал Лебедеву. Еще в середине 1930-х годов она начинала работать над монументальной пластикой. Первым ее большим произведением в этом роде была «Девочка с бабочкой» — двухметровая статуя, задуманная как парковая скульптура (1936—1937). Для гостиницы «Москва» Лебедева делает статую «Шахтер» (1934), в которой стремится к созданию типического образа человека эпохи построения социализма.
Интерес к монументальной скульптуре заставляет Лебедеву принять участие в конкурсе на проект памятника А. С. Пушкину (1937) для села Михайловского, затем Дзержинскому и Чкалову (1940). В проекте памятника Пушкину скульптор обращается к камерной трактовке образа поэта, уместной именно в интимном окружении природы заповедных пушкинских мест.
Сарра Дмитриевна Лебедева была избрана в члены-корреспонденты Академии художеств СССР и удостоена звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.