Работы Михаила Владимировича Алпатова давно уже завоевали любовь читателей, интересующихся изобразительным искусством. В его книгах привлекает широкая эрудиция автора, ясность и четкость мысли, соединенные с ярким, эмоциональным восприятием явлений искусства. Это делает работы Алпатова интересными как для специалистов, так и для широких кругов любителей искусства. Михаил Владимирович Алпатов родился в Москве. Он учился в Московском университете (19J9—1921), после окончания, которого сотрудничал в различных научно-исследовательских организациях. С 1925 года начинается педагогическая деятельность Алпатова. Он преподавал во Втухемасе-Вхутеине, а позже, в 1930-е годы, в Московском государственном университете и в Московском институте философии, литературы и истории.
В первые годы своей научной искусствоведческой деятельности Алпатов интересовался в основном древнерусской и византийской живописью. В 1932 году в Германии был выпущен капитальный труд, написанный им в соавторстве с крупнейшим советским историком архитектуры Н. Бруновым, «История древнерусского искусства». К древнерусскому искусству Алпатов обращался неоднократно и в последующие годы. Он автор ряда статей и книг о художественной культуре этого времени. В период Великой Отечественной войны Алпатов написал работу об Андрее Рублеве (1943). Позже, в 1959 и в 1962 годах, были изданы его новые книги о Рублеве.
Начиная с 1930-х годов Алпатов публикует и труды по истории западноевропейского искусства. Он писал о П. Брейгеле, К. Коро. Широкий отклик имели прекрасно написанные книги «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939), рассказывающая о зарождении реализма в итальянской культуре XIII—XIV веков, и «Этюды по истории западноевропейского искусства» (1939, переиздана в 1964 году).
В 1945 году Алпатова приглашают в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Именно в это время он много сил и энергии отдает работе над трехтомной «Всеобщей историей искусства» (1948—1955). Ее издание стало большим событием в культурной жизни нашей страны. Вслед за этим интереснейшим исследованием Алпатов пишет капитальную монографию «Александр Андреевич Иванов» (два тома, 1956), ярко и всесторонне осветившую творчество выдающегося русского художника. К числу лучших искусствоведческих трудов Алпатова последнего времени относятся и два тома «Этюдов по истории русского искусства» (1967).
При всей своей эрудиции, уникальной широте знаний, Алпатов вовсе не является кабинетным затворником. Музейную обстоятельность, серьезность он соединяет со страстностью художественного критика, заинтересованного в судьбах современного искусства. Он интересно пишет и о творчестве советских художников, таких, как В. Фаворский, П. Митурич, А. Матвеев, П. Кузнецов, и о крупнейших мастерах прогрессивного европейского искусства — А. Матиссе, П. Пикассо и других. Действительный член Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР Алпатов за выдающиеся достижения был награжден орденом Ленина. Он ведет очень большую общественную деятельность, являясь вице-президентом общества Франция—СССР, членом многих международных культурных организаций, в том числе Европейского общества культуры в Венеции. Его работы были изданы в Италии, США, Германии, Франции и в других странах.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.