Рим в XVIII веке был центром притяжения художников всех европейских стран. После бурной экспрессии барокко и Изнеженной грации рококо снова раздались призывы к «благородной простоте и спокойному величию». Европейское искусство начинает завоевывать классицизм с его преклонением перед античным наследием. Одним из достойнейших преемников его казался современникам итальянский скульптор Антонио Канова.
Канова родился недалеко от Венеции, учился у скульптора Джузеппе Торрети. Работал в Венеции и большей частью в Риме. В ранней работе Канова «Дедал и Икар» (1779) мы видим отказ от драматического напряжения. Его композиция говорит лишь об умении довольно правдиво воспроизводить увиденное в жизни. Поворот к античности произойдет позже. В 1785 году группа Кановы «Тезей, победитель Минотавра», ясная по силуэту и пропорциям, вызывает целую бурю восторгов. Канова сразу же признается первым скульптором Рима. Через два года он уже работает над надгробием папы Климента XIV в римской церкви Сан-Апостоли, поразившим после пышности барочных композиций своей умеренностью и простотой. Позже ему заказывают и надгробие папы Климента ХШ в соборе святого Петра (1792), которое он исполняет в спокойной сдержанной манере.
Одновременно с большими заказными работами Канова создает и более камерные работы — «Амур и Психея» (1793), «Геба» (1796). В них неожиданно обнаруживается сходство с изощренностью французского рококо — ив самом настроении работ, и в их прихотливых ритмах, и в выборе утонченных моделей. К подобного рода произведениям можно отнести и изящную группу «Поцелуй Амура» (1796), принадлежащую ленинградскому Эрмитажу, и мечтательно-задумчивого «Персея» (1800).
В начале XIX века имя Кановы было известно каждому культурному человеку в Европе. Его приглашают в Париж, так как Наполеон желает, чтобы самый лучший ваятель эпохи увековечил бы его величие. Канова изображает Наполеона в итоге, как древнего героя, но император остался недоволен скульптурой. Не случайно потом ее бронзовая реплика исчезла, а самому мастеру пришлось покинуть Париж.
Конец XVIII — начало XIX века были чрезвычайно плодотворны для Кановы. Он продолжает выступать как скульптор-монументалист, работая над многочисленными заказами. Наиболее эффектные надгробные ансамбли, созданные им в это 262 время, — памятник австрийской эрцгерцогине Марии Кристине в церкви святого Августина в Вене и памятник поэту Альфиери в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Параллельно, как и прежде, скульптор работает над произведениями салонного характера — «Парис», «Итальянская Венера».
Канове заказывали и портреты. Он предпочитал идеальные отвлеченные портреты нередко аллегорического характера живому жизненному впечатлению. Очень типичны в этом отношении его композиции «Паолина Боргезе в виде Венеры» и «Мария-Луиза в виде Юноны».
Сегодня Италия редко вспоминает о Канове. В музее Поссанья, родного города скульптора, собрано довольно большое число произведений мастера. Однако этот городок отнюдь не принадлежит к числу самых известных туристских объектов страны, которую посещают миллионы туристов. Впрочем, нетрудно догадаться о причинах такого охлаждения интереса к некогда знаменитому скульптору. Ведь в его работах за элегантной, внешне довольно строгой формой, в холодном, эффектно отполированном мраморе трудно отыскать подлинные, искренние человеческие чувства. Любимец дворов, последний именитый придворный художник, Канова умел льстить заказчику. И все-таки в какой-то мере слава эта была и заслужена. Нельзя отрицать высокого уровня мастерства Кановы, его отдельных удач, несомненно, присущего ему чувства декоративности. И Канова в век кризиса скульптуры оставался действительно лучшим итальянским скульптором, оказавшим несомненное влияние на дальнейшее развитие европейской пластики (например, на формирование известного датского скульптора Торвальдсена и других). Но главное значение Кановы в ином: он способствовал, пусть не всегда последовательно, утверждению новых эстетических принципов искусства классицизма. Именно в этом причина его огромной популярности, в этом — и объяснение того, почему так явно переоценили масштаб его дарования современники, безмерно восхвалявшие его.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.