В русской батальной живописи дольше, чем в каких-либо других жанрах, господствовали каноны академизма, сильнее сказывалось влияние реакционной, шовинистической идеологии самодержавия.
Произведения батального жанра по преимуществу прославляли «подвиги» царей и полководцев. Однако со временем демократические тенденции, утверждавшиеся в русском искусстве, определили новое направление батального жанра. Парадные красоты традиционных баталий стали вытесняться полотнами, выполненными очевидцами военных событий. Жизнь и нравы русской армии нашли отражение в произведениях П. Федотова и Т. Шевченко. Отметим и правдивые зарисовки, порывавшие с академическими канонами в изображении войны, которые делали Г. Гагарин, Ф. Геншельт и К. Филиппов. Но окончательно торжество реализма и демократических идей в русском батальном жанре ознаменовало творчество Василия Васильевича Верещагина, несомненно, самого оригинального русского баталиста XIX века.
Верещагин родился в городе Череповце, в дворянской семье. Родители готовили его к карьере военного моряка. Но, Окончив в Петербурге Морской кадетский корпус первым учеником, увлекшийся искусством юноша сразу вышел в отставку и поступил в Академию художеств. Здесь он стал заниматься у профессоров А. Маркова, Ф. Моллера и А. Бейдемана. Однако, разочаровавшись в академической системе преподавания, Верещагин вышел из Академии, не окончив курса.
В 1863 и 1865 годах молодой художник совершает поездки на Кавказ, наблюдает быт и нравы кавказских народностей, делает зарисовки («Духоборы на молитве», «Религиозная процессия в Шуше»). В промежутках между путешествиями Верещагин живет и учится в Париже, в студии Ж. Л. Жерома, а лето 1866 проводит в России, работая над картиной «Бурлаки», которая так и не была им завершена.
В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где в то время шла война за присоединение Средней Азии к России. Художник не только наблюдает, но и участвует во многих боевых операциях русских войск. Его зарисовки и этюды составляют огромный натурный материал, который он использует для своей знаменитой серии «Туркестанских картин». Первое место в ней заняли картины, посвященные войне, ее жестокостям, ее жертвам. «Из Туркестана, — писал о Верещагине Стасов, — он воротился живописцем... войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде еще никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе».
В серию «Туркестанских картин» вошли полотна: «Нападают врасплох» (1871), «Забытый» (1871), «Апофеоз войны» (1871—1872), «Окружили — преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Высматривают» (1873), «Смертельно раненный» (1873). Горячий патриотизм Верещагина, его человечность, изображение неприкрашенной, нелицеприятной правды войны глубоко трогали демократически настроенных современников. Реакционеры и ретрограды травили художника. Он не раз признавался, что боится перспективы быть сосланным за свои убеждения.
Раздраженный враждебным отношением со стороны придворных кругов и реакционной военщины, Верещагин на время покинул Россию и отправился в 1874 году в Индию. У него возник замысел показать в цикле картин «историю заграбастания Индии англичанами». Художник привез из Индии много этюдов, среди них — «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Всадник-воин в Джейпуре», «Гробница святого Шейх-Селим-Шести». Однако творческие замыслы по созданию картин индийского цикла прервали события на Балканах. Болгаро-турецкая война, в которой Россия выступила на стороне Болгарии, стала средоточием всех интересов Верещагина. Отправившись на фронт, он хладнокровно работал под пулями, появляясь со своим складным стулом и альбомом в самых опасных местах. Результатом этого художнического и человеческого подвига была созданная в 1877—1881 годах новая серия картин: «Победители», «Побежденные», «Шипка-Шейново» («Скобелев под Шипкой»), «Перед атакой» («Под Плевной», триптих «На Шипке все спокойно!»). Картины этой серии не прославляли коронованных «главнокомандующих», а правдиво обличали их бездарность, показывая в то же время незаметное для «высших чинов» мужество русского солдата. Травля художника правящими кругами возобновилась с новой силой. Верещагин вновь был вынужден покинуть на время Россию.
В 1882—1883 годах он вторично посещает Индию, затем Сирию и Палестину. Художник работает над циклом из трех полотен, изображающих казнь у различных народов («Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», «Казнь через повешение в России»).
По возвращении в Россию из путешествия по странам Ближнего Востока Верещагин задумывает серию картин «1812 год. Наполеон в России» (1887—1904). В интерпретации событий народно-освободительной войны художник остается верным своим принципам: он обличает иноземных захватчиков и утверждает роль народа как творца истории.
Последними путешествиями Верещагина были поездки в Америку, на Кубу и Филиппины. Он погиб во время русско-японской войны на броненосце «Петропавловск», подорванном вражеской миной.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.