Адольф фон Гильдебранд был скульптором и теоретиком изобразительного искусства. Как скульптор, он был сторонником строгой системы, опирающейся на лучшие достижения классического искусства. От Гильдебранда-скульптора идут многие мастера реалистической скульптуры в Германии XX века. Как теоретик, он один из первых попытался понять и объяснить процесс формообразования и восприятия зрителем формы художественного произведения. Гильдебранд-теоретик искусств оказал несомненное влияние на многих крупных немецких искусствоведов.
Гильдебранд родился в Марбурге. Учиться он начинал в Нюренберге, затем продолжил образование в Мюнхене (1866— 1867) у скульптора К. Цумбуша. От Цумбуша воспринял он любовь к классической скульптуре и с ним вместе впервые отправился в Италию. В Италии Гильдебранд изучил привлекавшие его образцы античной и ренессансной пластики. Здесь, на Апеннинах, под влиянием бесед с друзьями, замечательным живописцем Хансом фон Маре и философом и теоретиком искусства Конрадом Фидлером, возникла его собственная теория формы. Италия, насыщенная памятниками любимого им классического искусства, была по существу для него второй родиной. В общей сложности в Италии он прожил несколько десятилетий: с 1867 по 1869 год, потом, после трехлетнего пребывания в Берлине, безвыездно до 1897 года, а после этого попеременно жил то во Флоренции, то в Мюнхене.
В таких работах, как «Адам» (1874—1876), «Обнаженный юноша» (1883—1884), «Играющий в кегли»* (1886), творческая манера мастера выступает очень ярко. Очевидно его стремление к величественности, строгости пластики, сдержанности проявления чувств. В отличие от многих ваятелей прошлого века Гильдебранд не признает повествовательных решений в пластике. В его работах привлекает архитектоническая ясность, четкость форм. Однако ясность осознания цели нередко равнозначна у него сухому рационализму. Абстрактная отвлеченность его персонажей подчас мешает впечатлению величественности.
Менее скован Гильдебранд в своих рельефах. Они мягче, пластичнее, сложнее по ритмам. Особенно выделяется прекрасный, лаконичный по стилю рельеф «Каин и Авель» (1890), который может быть отнесен к лучшим образцам европейской скульптуры конца XIX века.
И еще более был свободен в своих композициях мастер, когда исполнял скульптурное оформление для фонтанов. Среди них фонтан Виттельсбахов в Мюнхене (1890—1895), фонтан Бисмарка в Иене (1894) и ныне разрушенный фонтан в Страсбурге (1897—1903). Здесь мы видим свободную лепку, чрезвычайно эффектные сопоставления пластических масс. Фонтаны Гильдебранда смотрятся очень цельно и живописно. Их аллегорические сюжеты подчинены, прежде всего, законам декоративной пластики, которая согласована по своему стилю с архитектурной средой города. Здесь уже трудно говорить о традициях классической итальянской скульптуры. Они бы выглядели неуместными на площадях немецких городов. Гильдебранд в фонтанах явно ориентируется на патетические композиции мастеров немецкого барокко.
Ясность формы, тонкое воспроизведение индивидуальных особенностей человека характерны для лучших портретов Гильдебранда (В. Боде и художника А. Беклина, 1898).
В 1893 году вышла в свет книга Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве». В ней он во многом опирался и на опыт собственного творчества. Гильдебранд подчеркивал, сколь важно для каждого художника по-новому увидеть предмет, увидеть его в разных аспектах и с разных точек зрения. Самое важное было, по его глубокому убеждению, увидеть общую закономерность, установить верное взаимоотношение частного и общего. Гильдебранд резко выступал против бездумной механичности натурализма. Он несколько преувеличивал значение своего опыта, иные обобщения его не подтверждались, но, тем не менее, несколько поколений искусствоведов и художников с благодарностью читали его книгу. Теории Гильдебранда наложили известный отпечаток и на взгляды выдающегося советского графика В. Фаворского.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.