Всю жизнь Михаил Иванович Авилов оставался верен избранной им еще в молодые годы батальной живописи.
В свое время он был одним из самых популярных советских баталистов. С именем М. И. Авилова, народного художника РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР, связана определенная линия развития нашей батальной живописи, идущая от традиций русской позднеакадемической живописи прошлого века.
Авилов учился в петербургской Академии художеств. Сначала он занимался в батальном классе Ф. А. Рубо, тогда же в мастерской Рубо учился и М. Б. Греков, а позже у Н. С. Самокиша, хорошего рисовальщика и умелого баталиста. Самокиш оказал немалое влияние на своего ученика. В первых своих самостоятельных работах молодой художник шел по пути создания эффектных, но не несущих особой смысловой нагрузки композиций. Его произведения этой поры, как правило, не выходят за рамки салонной живописи. Склонность к чисто внешнему показу явлений преодолевать впоследствии было трудно и еще в иных работах конца 1920-х годов мы встречаем вдруг воспоминания об увлечениях молодости («Тройка», 1929). Во время первой мировой войны Авилов впервые сталкивается с реальным, невыдуманным материалом батальной живописи. В эти годы он в качестве корреспондента различных журналов часто бывал на фронте. Но еще большее значение для художника имела жизнь в Сибири в первые годы после революции. Позже, в 1926 году, он написал ряд полотен, посвященных борьбе с армией адмирала Колчака.
В 1921 году Авилов возвратился в Петроград. Здесь он начал преподавать в Художественно-промышленном техникуме и одновременно экспонировать свои работы на выставках. В 1923 году Авилов вступил в Петроградский филиал АХР. В это десятилетие утверждается известность его как баталиста. Авилов не разделял устремлений Грекова сделать батальную живопись трезвым историческим документом. Ему казалось, что батальный жанр чужд прозы, что батальная картина должна увлекать своей необычностью и остротой внешних впечатлений.
На выставке «X лет Красной Армии» привлекает внимание его большое полотно — «Прорыв польского фронта под Казатином конницей Буденного в 1920 году» (1927). Эффектна композиция картины — лавина Красной конницы стремительно обрушивается сверху на окопы пехоты белополяков. Художник хочет увлечь зрителя динамикой боя. Но картина, говоря об определенных достоинствах мастера, указывала и на известную ограниченность метода его творчества. Особенно очевидна она в сравнении с картинами М. Грекова. Люди в работах Авилова зачастую играют роль стаффажа в общей композиции, некоторые излюбленные приемы построения нередко повторялись. Так, например, чрезвычайно часто в картинах Авилова мы видим эффектно расположенную справа или слева группу коней, которая концентрирует внимание зрителя.
Тематический диапазон его батальной живописи достаточно широк. Он обращался и к историко-революционным событиям, и к будням современной армии. Среди картин, созданных им в 1930-е годы, мы встречаем эффектные композиции «Танки на маневрах» (1934), «Выезд пулеметных тачанок на позиции» (1938). Явственно его стремление к импозантным декоративным решениям, здесь он чувствовал себя в своей стихии. Из более поздних работ мастера можно выделить написанное в суровые годы войны историческое полотно «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943). Оно является очень характерным для понимания роли исторической живописи и ее задач в этот период. События далеких дней воспринимались остро и живо, вызывая аналогии с современными боями с фашистской нечистью, воспитывая чувство гордости за свой народ.
В последние годы жизни Авилов больше отдавал сил педагогической деятельности, нежели непосредственной творческой работе. Он был профессором Ленинградского художественного института имени И. Е. Репина. У него прошли школу многие из современных баталистов, хотя и трудно говорить о непосредственных продолжателях традиции мастера.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.