Маленькая крутая улочка, расположенная в одном из самых старинных районов Москвы, носит ныне название — улица Архипова. Здесь стоит дом, в котором много лет прожил известнейший русский художник, в честь которого переименована улица. Абрам Ефимович Архипов родился в деревне Егорово на Рязанщине, в крестьянской бедной семье. Четырнадцати лет мальчик, чьи художественные способности были случайно замечены попавшим в деревню профессиональным художником, приехал в Москву, где ему помогли подготовиться для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Зачислен он был, ввиду явной одаренности, прямо во второй — головной класс. В. Перов, И. Прянишников, А. Саврасов, В. Поленов, В. Маковский были в ту пору в числе преподавателей Училища.
В произведениях Архипова сразу определился интерес как к бытовому жанру на темы крестьянской жизни («Посещение больной», 1880-е гг.; «Пьяница», 1883), так и к портретной живописи («Слепой старик» и «Пьяница» — первые произведения Архипова, попавшие в картинную галерею П. М. Третьякова, который приобрел их с ученической выставки).
Дебют художника на XVII передвижной выставке и в том же 1889 году на двух других прошел с большим успехом. Он показал на Передвижной выставке картины «Пересуды» и «На Волге», в которых обычные будничные сюжеты, взятые из деревенской жизни, были трактованы не бытописательски, а поэтично, с лирическим настроением, в создании которого немаловажную роль играло изображение природы. В 1890 году появилось полотно Архипова «По реке Оке», подкупавшее выразительностью характеристик, разнообразием живо наблюденных поз, жестов персонажей. Выдающийся критик того времени В. Стасов высоко оценил достоинства этой картины. Она в какой-то степени предопределила направление дальнейших поисков Архипова, который поставил себе здесь сложную живописную задачу — запечатлеть жизненную сценку на открытом воздухе при ярком солнечном свете. Картина обладала свежестью, непосредственностью передачи наблюденного в натуре. Светлая колористическая гамма как нельзя лучше способствовала выражению особенностей атмосферы, освещения, состояния людей и природы.
Лирическим настроением пронизана и картина «Обратный». «Деревенская поэзия» стала на многие годы главной темой творчества молодого живописца. В русском искусстве конца прошлого века редкий художник проходил мимо крестьянской темы. Жизнь обездоленного народа одних вдохновляла на гневное обличение социальной несправедливости, других — по крайней мере, на выражение сочувствия его тяготам, страданиям. Архипов же свои произведения посвятил прославлению оптимизма и жизнерадостности, духовной стойкости, внутренней силы, которые помогали крестьянину выдюжить. Настроение это поддержано в картинах Архипова колористической гаммой («Поденщицы», «По этапам»).
Одним из центральных произведений в творчестве Архипова 1890-х годов является картина «Прачки» (конец 1890-х гг.), в которой художник обратился к жизни городской бедноты. Картина, несмотря на долю созерцательности в трактовке сюжета, глубоко драматична, характеристики ее персонажей остро психологичны.
В начале века творчество Архипова как бы переходит на новый этап, связанный с его увлечением природой русского севера. Крестьянская тема звучит и в этих пейзажах, но претворенная по-новому. В подходе художника к природе, в той трактовке, которую получают в его произведениях впечатления от поездок в Архангельскую губернию, к берегам Белого моря, чувствуется взгляд человека, по-крестьянски связанного с жизнью природы, с круговоротом времен года.
Это ощущение связи жизни и труда человека с окружающей природой пронизывает цикл изображений северной деревни с ее своеобразными строениями, теснящимися вдоль берега. В многочисленных картинах и этюдах на протяжении десятилетия варьируются лишь несколько натурных мотивов, которые художник запечатлевает при разном освещении, в разное время дня. Под кистью Архипова углубляется и развивается одна тема, в которой талантливый художник открывает огромные живописные богатства («Северная деревня» 1903; «На севере», «Рыбаки», «Мостки»— все 1900-х гг.; «Архангельский этюд», 1902). В полотнах Архипова запечатлены также памятники древнерусской архитектуры, угрюмая дикость берегов Белого моря, рыбачьи хижины, баркасы.
В предреволюционные годы возобновилась работа Архипова над жанровыми темами («Темное утро», 1912; «Гости», 1914; «В весенний праздник», 1913), в решении которых огромное значение художник придает передаче освещения, которое является здесь главным средством эмоциональной выразительности. Картины Архипова этих лет буквально залиты потоками солнечного света, в котором как бы плавятся, лишаются четкости контуры фигур, лица людей. В звучной красочности картин Архипова нашла выражение пылкая любовь к жизни, упоение ее цветовым богатством, бурление живописного темперамента. Это полностью отразилось в многочисленных портретах крестьянок («Крестьянка Рязанской губернии», «Крестьянка в розовом», «Молодая крестьянка в красном»).
В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции Архипов много времени отдает преподавательской деятельности, но не оставляет и творческой работы. Он пишет много портретов, которые слагаются в галерею народных крестьянских образов, обладающих типическими чертами. «Девушка с кувшином» (1927), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927), «Старик» (1924), «Крестьянин Рязанской губернии» (1925)—эти жизнерадостные портреты, запечатлевшие с огромной живописной силой существенные черты народного характера, вошли в число классических произведений советской живописи.
В 1924 году Архипов стал членом Ассоциации художников революционной России. А. В. Луначарский в 1925 году, рецензируя выставку Ассоциации, писал: «Архипов не дал на одного чисто революционного сюжета, но... он показывает, куда надо идти. Так сделанных картин не могут не любить крепкие, полные уверенности и надежды люди».
В 1927 году Абраму Ефимовичу Архипову было присвоено звание народного художника республики.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.