Сегодняшние исследователи истории немецкой художественной культуры более сдержанно отзываются о художнике Максе Либермане, нежели его современники. И все же он остается в числе крупнейших живописцев своего времени, с его именем связаны многие страницы истории социальной темы в немецком искусстве.
Макс Либерман был пропагандистом и пионером импрессионизма в 1890-е годы, боролся за обновление немецкой живописи, активно выступал как критик искусства и организатор художественной жизни. В 1899 году Либерман основал сыгравшее большую роль выставочное объединение «Берлинский Сецессион». С 1897 года он был профессором Берлинской Академии художеств. С 1920 по 1932 год — ее президентом. Фашисты отстранили Либермана от преподавания, запретили ему выставлять свои полотна, изъяли его произведения из экспозиции государственных музеев. Таким образом, в творчестве Либермана отразилась драматическая история немецкого искусства на протяжении нескольких десятилетий.
Либерман вырос в семье весьма состоятельных бюргеров. Родственники не были в восторге от его намерения стать художником, хотя и поддерживали его экономически. В 19 лет он начал брать уроки рисунка у К. Штеффека в Берлине, через два года перебрался в Веймар и там задержался на целых 4 года у Ф. Паувельса. Но гораздо больше, чем пребывание во всякого рода мастерских, дало ему изучение творчества старых и современных мастеров. В молодые годы это были голландцы XVII века, особенно Рембрандт, которого Либерман всегда считал непревзойденным мастером во всей истории искусства, полотна Ф. Милле и Г. Курбе, картины замечательного венгерского живописца М. Мункачи. Из современных немецких художников более других привлекал его В. Лейбль. Эти увлечения в той или иной степени чувствуются и в его ранних произведениях. Однако постепенно формируется и его самостоятельное творческое лицо. Либерман — это современный жанрист, в искусстве которого порой очень сильна социальная нота.
Среди его работ 1870-х—1880-х годов выделяются такие большие сложные по композиции и построению сюжета полотна, как «Урок шитья в приюте для сирот» (1876), «Консервщицы» (1879), «Сапожная мастерская» (1881) и особенно «Льнопрядильня» (1887), хранящаяся ныне в Национальной галерее в Берлине, а также картина «Женщина с козами» (1890). В них он выступает как мастер, продолжающий дело А. Менцеля и В. Лейбля, решительно утверждавших критический реализм в немецком искусстве второй половины прошлого века.
Либерман постоянно и настойчиво совершенствовал свое 184 мастерство, много ездил и многое видел. Он жил в Париже в годы, когда добивались признания импрессионисты, ездил в Барбизон, бывал в Тироле и Венеции, неоднократно посещал Голландию. В 1884 году Либерман возвращается в Берлин.- Там он довольно быстро завоевывает известность как добротный, во многих отношениях традиционный мастер, хотя многие и не одобряют острой социальной направленности отдельных его работ.
Но в 1890-е годы происходит неожиданное. Сложившийся, зрелый мастер, благосклонно принятый критикой и публикой, начинает работать совершенно по-другому. Он не отвергает решительно своих прежних кумиров, но в центре внимания его в этот период становятся искания французских импрессионистов. Он стремится создать своеобразный вариант этого течения, увлечь непосредственностью, искренностью, эмоциональностью цвета своих берлинских коллег. Вокруг него образуется все расширяющийся круг сторонников новой концепции. Человек достаточно состоятельный, Либерман и сам покупает картины французских художников. Триумф французских импрессионистов на Всемирной выставке в Париже в 1900 году помог и признанию «нового» Либермана: Однако ошибочно было бы видеть в немецком живописце только эпигона знаменитых парижан. Для него остается важен и сюжет в живописи, и техника написания. К тому же и настроение его работ несколько иное. Он более энергичен, темпераментен, хотя и менее артистичен. Художник хотел, по его словам, выразить «живую силу восприятия, передать подлинную суть живого мира». Правда, не всегда ему это удавалось в полной мере. Он был хорошим, но несколько монотонным портретистом. Постепенно мельчают и сюжеты художника — все чаще это вариации светской жизни: игра в лаун-теннис, верховая езда, бега. Мастер начинает заметно повторяться.
Из его работ последних десятилетий нельзя забыть своеобразные иллюстрации к стихотворениям Гете (1924).
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.