Василий Григорьевич Перов был самым выдающимся русским художником славной эпохи 60-х годов прошлого века, которая положила начало новому этапу революционно-освободительного движения в России. «Народность и реальность», по словам Стасова, определяли творчество Перова. Продолжатель лучших традиций Федотова, Тропинина, мастеров сатирической графики 40-х—50-х годов, Перов принес в русскую живопись новые темы, рожденные новыми историческими условиями. Глубоко и проникновенно вглядываясь в жизнь, он решительно и беспощадно критиковал жестокое отношение к человеку в самодержавной России, утверждал демократические идеалы.
Перов родился в Тобольске. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора барона Г. К. Криденера и с детства носил фамилию своего крестного отца — Васильева. Позднее заштатный дьячок, обучавший мальчика грамоте, восхищенный его каллиграфическими способностями, дал ему прозвище Перов. Впоследствии это прозвище стало официальной фамилией художника.
Наклонности к искусству проявились у Перова очень рано. В 1846 году, когда семья Криденеров переехала в Арзамас, мальчик был отдан отцом в Арзамасскую художественную школу А. В. Ступина. Спустя семь лет Перова приняли в Московское училище живописи и ваяния, где он проучился до 1860 года.
Уже юношей Перов горячо воспринял идеи революционных демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Большое влияние оказали на Перова поэзия Некрасова и драматургия Островского, картины Федотова.
Через два года после появления поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» Перов пишет картину «Проводы покойника» (1865). При взгляде на эту картину невольно встают в памяти некрасовские строки:
Ребята с покойником оба сидели, не смея рыдать, И, правя Савраской, у гроба с вожжами их бедная мать Шагала... Глаза ее впали, И был не белей ее щек Надетый на ней в знак печали из белой холстины платок.
Силой социальных обобщений отличаются и такие работы Перова, как «Тройка» (1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866), «Утопленница» (1867).
Одна из лучших картин Перова — «Последний кабак у заставы» (1868). В этой картине — вся боль художника за тогдашнюю Россию, за мужицкое горе-горькое.
Картины Перова предельно просты и скромны, но сила их выразительности огромна. Они остаются неизгладимыми в памяти зрителя.
К концу 60-х — началу 70-х годов относятся портретные работы Перова. Он пишет преимущественно портреты писателей и художников: А. Н. Островского (1871), Ф. М. Достоевского (1872), И. С. Тургенева (1872), В. И. Даля (1872), Н. А. Касаткина (1876), А. С. Саврасова (1878) и других.
Одновременно с портретами художник создает ряд жанровых картин, получивших широкую известность («Приезд институтки к слепому отцу», «Охотники на привале», 1871; «Птицелов», 1870; «Старики родители на могиле сына», 1874; и др.).
В произведениях конца 50-х — начала 60-х годов Перов выступает с резкой критикой произвола царских властей, чиновного сословия, духовенства («Приезд станового на следствие», 1857; «Первый чин», 1860; «Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862).
Одновременно с картиной «Проповедь в селе», за которую Перов получил Большую золотую медаль и право заграничного пенсионерства, им была завершена картина «Сельский крестный ход на пасхе», изображающая убогость и нищету русской деревни, грубость, невежество сельского духовенства. Обличительная сила этого полотна была так велика, что его немедленно сняли с постоянной выставки Общества поощрения художников и запретили воспроизводить в печати. Еще до выставки владельцем картины стал П. М. Третьяков, в связи, с чем художник В. Г. Худяков писал ему: «...слухи носятся, что будто бы Вам от Св. синода скоро сделают запрос, на каком основании вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично... Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий».
Однако в начале 1863 года Перов в качестве академического пенсионера выехал за границу. Ознакомившись с картинными галереями Германии и пробыв некоторое время в Париже, Перов обратился в Академию художеств с просьбой разрешить ему до окончания пенсионерства вернуться в Россию, считая «более полезным по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так я в сельской жизни нашего отечества», чем затратить несколько лет на изучение чужой страны.
По возвращении из-за границы Перов поселился в Москве. Главной темой его искусства становится показ тяжелой, безотрадной жизни простого народа.
Работал Перов и в области исторической живописи. Им была задумана трилогия о восстании Пугачева, из которой он исполнил лишь одну часть— «Суд Пугачева» (1875).
По словам Стасова, Перов был «любимцем всей интеллигентной и художественной России». Он пользовался огромным авторитетом среди деятелей «Товарищества передвижных выставок», был замечательным педагогом и идейным наставником молодых художников. Он воспитал целую плеяду крупнейших русских мастеров живописи, таких, как Касаткин, С. Коровин, С. Иванов, Архипов, Нестеров, Рябушкин, Бакшеев и многие другие.
Трудности и гонения, которые претерпевал Перов, сделали свое дело. Когда его сразил туберкулез, он оказался бедняком, которому не на что было лечиться. Ранняя смерть оборвала творчество художника в самом его расцвете.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.