В историю советского искусства Петр Владимирович Вильяме вошел как талантливый мастер станкового и театрально-декорационного искусства.
Вильямс родился в Москве в семье профессора. Семилетним мальчиком он стал учиться живописи в мастерской В. Н. Мешкова, а в 1919 году поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас) на живописный факультет. По окончании Вхутемаса, получив звание художника-живописца, Вильяме был командирован за границу (Италия, Франция, Германия). Первоначально он работал в области станковой живописи. Серьезное влияние на Вильямса оказали идеи производственного искусства и конструктивизма. Молодой художник становится одним из учредителей Общества станковистов (ОСТ) — второй после АХРР крупной и наиболее влиятельной творческой организации 1920-х годов. На первой выставке ОСТа (1926) он в числе других работ экспонирует «Портрет Мейерхольда», изображающий знаменитого режиссера на фоне конструктивистских декораций. Ранним произведением Вильямса была картина «Акробатка» (1927), в которой сказались творческие принципы остовцев — динамичность композиции, сопоставление плоскостей, обращение к теме спорта. Многое в художественной манере Вильямса было подсказано творческими поисками Мейерхольда, его смелыми экспериментами.
Со временем Вильямс в поисках иных приемов и методов обращается к классическому наследию русского реализма. Об этом убедительно говорят его картины: «Гамбургские баррикады. 1923 год» (1932), «На защиту Петрограда. 1919 год» (1937), «Портрет народного артиста СССР Л. М. Леонидова» (1933) и др. На рубеже 20-х—30-х годов Вильяме работает также и как иллюстратор детских книг в Госиздате.
С 1929 года Вильямс связывает свою судьбу с театром и вскоре становится одним из ведущих мастеров театрально-декорационного искусства. «Очень, очень интересно», — сказал К. С. Станиславский по поводу его работы над инсценировкой «Пикквикского клуба» Ч. Диккенса (МХАТ, 1924). В этой постановке Вильяме еще заметно тяготел к формам станковой живописи, использовал декоративные панно. В последующие годы, развивая принципы живописно-объемной декорации, художник обращается к созданию пространственной сценической картины («Поднятая целина» М. Шолохова, 1937; «Иван Сусанин» М. Глинки, 1939; «Золушка» С. Прокофьева, 1945 — все ГАБТ; «Тартюф» Ж. Мольера, 1939, МХАТ и др.), творчески используя реалистические традиции русской театрально-декорационной живописи XIX века. В совершенстве овладев специфическими особенностями театрально-декорационного искусства, Вильяме впервые на советской сцене использовал тюль, транспаранты, аппликации, с помощью которых ему удавалось достигать эффекта сценической пространственности. Огромное значение художник придавал свету на сцене и другим техническим средствам, усиливающим эмоциональную выразительность действия.
Создавая декорации и костюмы, Вильяме всегда стремился наиболее глубоко раскрыть идею спектакля, стиль автора, замысел режиссера. Художник учитывал особенности, как творческого коллектива театра, так и отдельных артистов, а равно архитектуру сцены и зрительного зала.
Диапазон Вильямса был очень широк. Он являлся автором декораций и костюмов к постановкам опер и балетов, пьес классического и советского репертуара, к выступлениям ансамблей; участвовал также в оформлении физкультурных парадов и т. д.
Среди спектаклей, оформленных Вильямсом, особенно выделяются: «Кавказский пленник» Б. Асафьева (1938, ГАБТ); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1940, Ленинградский театр оперы и балета; 1946, ГАБТ); «Вильгельм Телль» Д. Россини (1942, ГАБТ); «Последние дни (Пушкин)» М. Булгакова (1943, МХАТ).
С 1941 по 1947 год Вильямс работал главным художником Большого театра. Будучи профессором живописи, он вел педагогическую работу в Московском институте прикладного и декоративного искусства. В последние годы жизни много занимался станковой живописью. За оформление балетных и оперных спектаклей на сцене Большого театра Вильяме был трижды удостоен Государственных премий. В 1944 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.