Во второй половине XVIII века Россия вышла на широкую международную арену. Это способствовало дальнейшему подъему русского искусства. Особенно велики были в ту пору достижения в области портрета как живописного, так и скульптурного.
Портрет этого времени развивался на основе тех этических идеалов, которые были выдвинуты русскими просветителями — передовой частью дворянской интеллигенции. Возросшее значение человеческой личности, борьба за ее достоинство утверждали новое понимание образа человека в портретном искусстве. Целая плеяда молодых талантливых русских мастеров — выходцев из простого народа, воодушевленная просветительскими идеями, решительно выступила за создание в портретном искусстве произведений, отличающихся многогранностью характеристики человека, изысканностью изобразительных средств. Во главе этой плеяды стояли три замечательных русских мастера, творчество которых подняло в России жанр портрета до уровня высших достижений мирового изобразительного искусства второй половины XVIII века. Это были скульптор Ф. И. Шубин, живописцы Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. Последний в своих произведениях, проникнутых жизнеутверждающим духом, полнокровным восприятием реальной действительности, создал необычайно выразительные и убедительные в своей конкретности образы представителей разных слоев русского общества 70-х—80-х годов XVIII века.
Дмитрий Григорьевич Левицкий родился на Украине. Отец его был известным киевским гравером и одновременно священником. В первой половине 50-х годов юноша Левицкий познакомился с мастером «живописной команды» А. П. Антроповым, крупнейшим русским художником, работавшим в Киеве над росписями только что построенной церкви Андрея Первозванного.
Заметив у Левицкого незаурядные способности к изобразительному искусству, Антропов стал его учителем. В дальнейшем Левицкий переехал в Петербург, где продолжал заниматься у Антропова.
В отличие от иностранных художников, работавших при царском дворе и нередко льстиво изображавших придворных, учитель Левицкого, обращаясь к портретам, создавал правдивые образы, подчас весьма социально выразительные. Левицкий усвоил у Антропова его строгое, вдумчивое отношение к искусству, стремление к жизненной правде.
До сих пор еще не выяснены многие факты биографии Левицкого. Однако несомненно, что уже в 60-х годах он был достаточно известен. К концу 60-х годов им были написаны портреты директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, профессора исторической живописи Г. И. Козлова, графа А. С. Строганова и других видных людей того времени. В этих относительно ранних своих работах молодой художник сумел гораздо глубже проникнуть в сложный внутренний мир человека, чем его учитель Антропов. Широкое признание принесли Левицкому его произведения, представленные в 1770 году на выставке Академии художеств. В 1773 году художник пишет парадный портрет богача вельможи Н. А. Демидова. Совершенно необычным для такого типа портретов было изображение вельможи не в парадном костюме, а в халате, домашних туфлях, колпаке, надетом на бритую, без парика, голову.
Большим зрелым мастером выступает Левицкий в знаменитой серии из семи портретов — «Смолянки» (1773—1776). Эти портреты изображают воспитанниц петербургского Смольного института «благородных девиц».
Портреты «смолянок» Левицкого принадлежат к лучшим произведениям живописи второй половины XVIII века. Показывая юных институток, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторали, Левицкий избежал какой-либо искусственности и жеманства. Так, маскарадную пастушескую сцену в портрете Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой художник решает не в характере традиционной пасторали, а сугубо реально, изображая не буколических пастушек, а переодетых девочек, занятых веселой и увлекательной игрой.
Необычно высокими художественными достоинствами отличается портрет Дени Дидро (1773), написанный Левицким во время пребывания великого французского философа-материалиста в Петербурге. В портрете Н. И. Новикова (1796 или 1797) Левицкий воссоздал образ передового просветителя-публициста и книгоиздателя XVIII века. Художник принадлежал к самым близким друзьям Новикова, оказывавшим ему поддержку во время его тюремного заключения.
Большое место в творчестве Левицкого занимали интимные портреты, среди которых одним из лучших является портрет М. А. Дьяковой (1778). Написанное в тонко разработанной гамме теплых оливково-зеленоватых и розовых тонов, это произведение очень живо передает молодость и обаяние девушки.
В конце 70-х—90-х годов Левицкий пишет еще ряд замечательных портретов: Я. С. Сиверса (1779), итальянской певицы Анны Давиа (1782), архитектора, рисовальщика и поэта Н. А. Львова (1789), парный портрет М. А. и В. И. Митрофановых (1780-е гг.) и др.
В портрете Екатерины II — законодательницы (1783) Левицкий дал идеальный, желаемый образ «государя-гражданина». Он изобразил Екатерину как просвященную служительницу законов и «общего покоя».
Г. Р. Державин описал его в своей оде «Видение Мурзы». Сохранилась рисуночная копия, сделанная Левицким с портрета Екатерины. Это единственный, дошедший до нас достоверный рисунок великого русского портретиста.
Левицкий занимался и преподавательской деятельностью. Вплоть до 1778 года он руководил портретным классом в Академии художеств.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.