Творческая деятельность народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР Ара Миграновича Сарксяна имела большое значение для развития армянской советской художественной скульптуры. Он выступил по существу как один из основоположников современной армянской скульптуры.
Сарксян родился в Турции, неподалеку от Константинополя. В Константинополе он окончил художественную школу. Продолжал образование в Венской Академии художеств. От тех лет сохранились линогравюры, рисунки, эскизы скульптурных работ и фотографии с его произведений. Один из видных австрийских критиков того времени писал: «Сарксян, еще очень молодая личность, если сохранит и разовьет то, что обещает, может в будущем встать в первые ряды». Но он так и не смог проверить, верен ли его прогноз. В 1925 году Ара Сарксян навсегда оставил Вену и связал свою судьбу с Советской Арменией.
Работы Сарксяна 1920-х годов нередко намеренно статичны по своей композиции. Художник подчеркивал конструктивную крепость, «сделанность» объемов. Формальные приемы его искусства, так же как и тематика, были в то время весьма ограничены.
Сарксян был мастером неровным, ищущим, но на всех его работах лежит печать таланта. Вероятно, по складу своего дарования он был все-таки скульптором-монументалистом. Он любил пластические обобщения, работу в реальном пространстве.
Собственно, как монументалист он выступал не так уж часто. Монументальность была присуща внутреннему строю его работ. Сарксян исполнил ряд интересных памятников, в том числе памятник героям майского восстания в Ленинакане (1931), X. Абовяну (1946), Дважды Герою Советского Союза Н. Степаняну (1950) в Ереване, В. И. Ленину в Камо (1959).
Он — автор многих декоративных скульптур и композиций, установленных в городах Армении. Этот вид скульптуры особенно увлекал его. Сарксян всегда решал декоративную композицию на сложных ритмических отношениях различных элементов. Правда, нередко он впадал в иллюстративность, стремление к графической ясности силуэтов оборачивалось сухостью.
Из многофигурных сюжетных композиций, созданных художником, — одна из самых удачных «Саак Партев и Месроп Маштоу». Она решена почти фронтально, строгость манеры сочетается с большой внутренней взволнованностью, значительностью. В лучших своих работах художник развивал принципы средневековой армянской пластики. Но в иных композициях Сарксян бывал чрезмерно многословен, помпезен и надуман.
Портретом художник занимался на протяжении всей своей творческой жизни и достиг в этом жанре больших успехов. В одних портретах он стремился лаконично и броско выразить свое впечатление от человека. Но чаще Сарксян представал перед нами как пытливый психолог, ищущий свое решение в зависимости от характера модели и отвергающий штампы. Таковы, скажем, портреты композитора Карла Вайгеля (1922), Е. Затеяна (1923), В. Тотовенц (1926) и многие другие. Сарксян создал целую галерею портретов армянской советской интеллигенции. Выразительны и его портреты известных исторических деятелей армянского народа. Многие из портретов мастера носят романтический характер («Портрет Сурена Спандаряна», 1947). Неоднократно обращался Сарксян к работе над образом Ленина.
Творческий диапазон Сарксяна чрезвычайно широк.
Одно из самых известных произведений скульптора — базальтовый женский торс (1947), свидетельствующий о высоком профессиональном мастерстве его автора.
Пробовал свои силы Сарксян и в мелкой пластике, делал медальоны и медали. В разные годы выступал он и как театральный декоратор, остро чувствуя специфику театрального зрелища. Сарксян оформлял пьесы армянских драматургов, предложил своеобразный проект оформления «Гамлета» В. Шекспира (1942).
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.