Творчество Жана Оноре Фрагонара — самое яркое явление во французском искусстве второй половины XVIII века.
Фрагонар вырос в Грассе, в Провансе. 17-летним юношей он приехал впервые в Париж и полгода учился у замечательного мастера натюрморта Жана Батиста Шардена, а затем у процветавшего в то время изысканного мастера эротических композиций Франсуа Буше. Учился Фрагонар немного и у модного художника «галантных сцен» К. Ванлоо. Молодой Фрагонар особенно увлекся работами Буше. Очень скоро, развиваясь в сходном направлении, он достиг больших успехов. Его направляют в Рим, пенсионером во Французскую академию. Фрагонар без устали путешествовал по Италии. 5 лет пребывания на итальянской земле заставили его почти забыть о сладкой истоме живописи Буше. Его увлекли итальянские живописцы XVII—XVIII веков. В Италии молодой художник исполнил тонкие по мастерству пейзажные зарисовки, в которых ощущается его восхищение страной и радость от общения с природой.
Осенью 1761 года Фрагонар возвратился на родину. В Париже его ожидали заказы на картины в прихотливом и фривольном, модном тогда духе рококо, но, кроме того, он должен был закончить свою обязательную академическую про грамму, для исполнения которой он и направлялся в Италик. Это было большое полотно «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Написание его, видимо, Фрагонар воспринимал как тяжкую обязанность, и оно получилось хотя и не лишенным эмоциональности, но откровенно хо дульным. Он экспонировал, его в Луврском салоне 1764 года. Официальные критики хвалили произведение, надеясь в будущем увидеть Фрагонара в качестве исторического живописца. Историческая живопись, по их твердому убеждению, венчала все здание искусств. Но молодой художник пренебрег славой и официальными почестями.
1760-е годы — время блистательного расцвета таланта Фрагонара. Мир его .творчества сложен и противоречив. С одной стороны, у него нередко встречается чисто эротическая трактовка мифологических мотивов, порой даже пресыщенная. Такие работы имели большой успех в кругах французской аристократии. Но прежде всего он — художник лирического склада. Не случайно в эти годы очевидна его близость поэтическому творчеству А. Ватто. На сходных творческих позициях Фрагонар в целом остался и в последующий период.
Манера живописи Фрагонара привлекает своей артистичностью, изяществом, виртуозностью. Он писал очень легко, быстро, с удовольствием. Движение его кисти свободно и экспрессивно. Нередко Фрагонар может быть лукаво-ироничен («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Государственный Эрмитаж в Ленинграде), а то и просто дерзким, насмешливым («Похищение рубашки Амуром», около 1767). Атмосфера чувственности переплетается с поэзией интимной жизни человека, вызов ханжам — с лиричностью. Все это и создает удивительный сплав, который и есть творчество Фрагонара.
Как и многие мастера той эпохи, Фрагонар обладал безукоризненным чувством декоративности целого. Иные из его произведений и решены как своего рода изысканные декоративные панно для богатого аристократического дома. Таковы, скажем, по своему характеру прихотливые по ритмам «Качели» (1767).
Но временами у Фрагонара встречаются и работы совершенно иного плана, простые, чуть ли не документальные. Это картина «Прачки», некоторые портреты, в том числе портрет Д. Дидро, и непосредственные, мастерские графические пейзажные зарисовки. Очень популярны были иллюстрации художника к произведениям Ариосто, Сервантеса, Лафонтена.
Последние десятилетия своей жизни Фрагонар наблюдал торжество принципов, противоположных тем, которые он утверждал своим творчеством. Артистичные изящные произведения Фрагонара резко отличаются от искусства классицизма с его строгой системой, представление о которой связывалось в ту эпоху с торжественным, проникнутым духом высокой гражданственности, творчеством Луи Давида.
В годы революции Фрагонар входил в жюри по искусству и работал хранителем Лувра. Умер он, отдыхая после шума наполеоновского парада, в одном из парижских кафе.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.