В любую другую эпоху, в любой другой стране живописец такого масштаба мог бы быть возведен чуть ли не в ранг великого мастера. Но Фра Бартоломмео жил и работал в эпоху, вошедшую в историю под названием Высокое Возрождение. Его современниками были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Фра Бартоломмео ценили, сам Рафаэль в молодости, когда прибыл во Флоренцию, восхищался гармонией его произведений, но все-таки рядом с творчеством великих современников его вклад в итальянскую художественную культуру кажется гораздо более скромным. Он скорее выступал как талантливый систематизатор и завершитель стилистических исканий времени, чем первооткрыватель.
Бартоломмео дель Фатторе, более известный во Флоренции как Баччио делла Порта, учился у изысканного, склонного к эффектным декоративным решениям Пьеро ди Козимо. Еще в молодые годы он стал другом и ревностным последователем Савонаролы, выступавшего с проповедями равенства и суровой, аскетической жизни. Предания рассказывают, будто однажды молодой художник в экстазе публично сжег многие свои рисунки с обнаженной натуры. Ему, как приверженцу Савонаролы, они стали казаться безнравственными. После смерти Савонаролы молодой художник поступил в монастырь Сан Марко и принял имя Фра Бартоломмео, под которым и вошел в историю искусства. Первое время пребывания в монастыре Фра Бартоломмео, по-видимому, вообще почти не занимался живописью. Однако он делал регулярные портретные зарисовки пером, живые и непосредственные. Через несколько лет Фра Бартоломмео вновь стал активно работать как живописец. Он исполнял религиозные картины и фрески.
Фра Бартоломмео оказался чутким и восприимчивым художником. Он с интересом присматривался к световоздушной среде картин Леонардо да Винчи, к мощи построений Микеланджело и чистоте стиля Рафаэля. Его привлекала композиционная стройность работ Перуджино и красота цвета Беллини. Во время своих поездок в Венецию (1508) и в Рим (1514) Фра Бартоломмео мог получить достаточно широкое представление о современном искусстве. Чуткий мастер, он внес известные коррективы в свою собственную манеру. Порой влияния современников воспринимаются им даже как прямые цитаты. Но обычно он строго отбирает только то, что соответствует его пониманию искусства.
Часто и охотно Фра Бартоломмео работал с Мариотто Альбертинелли, художником, очень близким ему по духу, хотя и меньшего масштаба. Недаром Дж. Вазари говорил об Альбертинелли как о втором Бартоломмео. В частности, совместно с Альбертинелли он написал большую фреску «Страшный суд». Драматический в трактовке Микеланджело сюжет у Бартоломмео приобретает эпическое спокойствие и размеренность.
Для больших алтарных картин Фра Бартоломмео очень характерна предельная ясность и уравновешенность композиции. Чрезвычайно точно ритмически решены движения и жесты всех фигур. Он строго придерживался принципов симметрии, акцентировал центральную ось, вокруг которой группировались различные фигуры. На картинах Фра Бартоломмео можно изучать пирамидальное построение картин мастерами этого времени. Он был отличным знатоком техники живописи. Среди самых известных его произведений можно назвать «Мадонну со святой Анной» (1510—1513), «Воскресший Христос с четырьмя евангелистами» (1516), «Положение во гроб» (1516). Все они отличаются безукоризненным исполнением, носят возвышенный, отвлеченно-идеальный характер. Именно таковым мыслил суровый доминиканский монах «грешное» искусство. Оно должно было быть выше земной суеты, рисовать воображению зрителя иные миры.
В произведениях Фра Бартоломмео всегда царили порядок и спокойствие, ясность и чистота линий, хотя бы при этом мастер вел речь о страданиях и трагических переживаниях. В этом — и философская позиция Фра Бартоломмео, но, вероятно, и определенное следствие его художественного рационализма, трезвости и сухости. Историки искусства итальянского Возрождения всегда удивляются отсутствию в его работах обычной для флорентийцев пластичности. Но как бы, то, ни было произведения Фра Бартоломмео остаются одним из ярких свидетельств высочайшего уровня развития живописи в эпоху Высокого Ренессанса.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.