Отечественная война 1812 года против французских интервентов вызвала в России подъем национального самосознания, стимулировавший развитие русской науки, литературы и искусства. В области изобразительного искусства это прежде всего сказалось в портретной живописи. На основе нового понимания ценности человеческой личности в русской живописи постепенно сложилась новая форма портрета, раскрывающего более многогранно, более индивидуализирован но, чем в портретном искусстве конца XVIII века, богатство духовного мира человека, естественность и непосредственность в выражении его чувств.
Зарождение этой новой формы русского портретного искусства можно наблюдать уже в произведениях В. Л. Боровиковского. Наиболее ярко она проявилась в творчестве одного из замечательных художников первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского.
Кипренский родился на мызе Нежинская близ Копорья, в семье Адама Швальбе, дворового помещика А. С. Дьяконова. Биографы его предполагают, что он был внебрачным сыном Дьяконова. Фамилию он получил, как тогда делалось в подобных случаях, выдуманную, не то по имени богини Киприды, не то по названию местечка Копорья. Дьяконов дал ему вольную и, когда мальчику исполнилось шесть лет, определил его в начальные классы Петербургской Академии художеств. Академию Кипренский окончил в 1803 году по классу исторической живописи, где его основным руководителем был Г. И. Угрюмов, выдающийся художник и педагог, пользовавшийся большим авторитетом и уважением. Сначала Кипренский работал преимущественно над историческими и мифологическими темами. В 1805 году им была написана картина «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», за которую он получил Большую золотую медаль с правом пенсионерской поездки за границу. Однако политические события надолго воспрепятствовали этой поездке.
Как портретист Кипренский начал свой творческий путь с портрета А. Швальбе (1804), изображающего человека, хотя «черного» сословия, но исполненного чувства собственного достоинства.
К числу лучших портретов, созданных Кипренским в ранний период творчества, следует отнести «Автопортрет с кистями за ухом», портрет друга художника А. Р. Томилова (1808), портрет гусарского полковника Е. В. Давыдова (1809), раскрывающий образ пылкого патриота эпохи Отечественной войны и вошедший в качестве одного из шедевров в историю русской живописи. Почти одновременно с этим портретом художник написал полные поэзии, душевной теплоты, романтической приподнятости портреты Е. П. Ростопчиной (1809) и мальчика Челищева* (около 1809).
Кипренскому принадлежит заслуга создания в период Отечественной войны 1812 года особого типа небольшого карандашного портрета, непринужденно и верно запечатлевшего черты героических защитников Родины, людей, из среды которых со временем вышли дворянские революционеры-декабристы. К числу таких произведений относятся портреты генерала Е. И. Чаплица, братьев А. П. и М. П. Ланских, ополченцев А. Р. Томилова и П. А. Оленина, исполненные Кипренским в 1812—1813 годах. Ряд портретов свидетельствует о тесном общении Кипренского с наиболее выдающимися людьми его времени (портреты архитектора Кваренги, 1814; К. Н. Батюшкова, 1815; В. А. Жуковского, И. А. Крылова, 1816).
С глубокой симпатией к «черному» сословию воссоздавал Кипренский в своих портретных рисунках образы крестьянских детей, передавая их непосредственность, душевную чистоту.
Свои карандашные портреты Кипренский исполнял главным образом итальянским карандашом, подцвечивая их белилами, мелом, пастелью.
С 1809 года художник некоторое время жил в Москве, затем в Твери и лишь в начале 1812 год вернулся в Петербург.
Произведения Кипренского пользовались большим успехом. Академия присвоила ему звание академика, затем советника. Слава его еще более упрочилась за годы пребывания в Италии (1816—1823). Здесь ему (первому из русских художников) был заказан портрет для галереи Уффици — честь, которой удостаивались лишь самые знаменитые мастера европейской живописи. Будучи в Италии, он создал портреты А. М. Голицына (около 1819), Е. С. Авдулиной (около 1822), Щербатовой (рисунок, 1819), а также ряд картин, изображающих итальянские типы («Молодой садовник», 1817, и др.).
Некоторое время Кипренский пробыл в Париже. Возвращаясь на родину, в Мариенбаде он встретился с великим Гете и сделал с него два карандашных портрета.
На выставках Академии художеств, организованных в 1824 и 1827 годах, Кипренский представил портреты Д. Н. Шереметева (1824), Н. П. Трубецкого (1826), А. Ф. Шишмарева (1827) и др. Но самым значительным произведением этой поры был написанный Кипренским летом 1827 года портрет А. С. Пушкина. В этом портрете художнику удалось передать своеобразие интеллектуального и эмоциального склада великого поэта, его огромную духовную собранность, особенную вдохновенность. Сам Пушкин высоко оценил этот портрет и посвятил Кипренскому стихотворение («...себя, как в зеркале, я вижу...»).
Вслед за портретом Пушкина художник написал «Автопортрет в халате» (1828) и портрет А. Р. Томилова (1828).
Если Пушкин, Батюшков, Жуковский, Дельвиг и другие передовые люди России высоко ценили творчество Кипренского, то в официальных кругах, особенно после разгрома декабристов, к художнику относились весьма недоброжелательно.
В 1828 году Кипренский уехал в Италию, где и оставался до конца жизни. Из всех работ, созданных им в последний период, самой значительной была картина «Читатели газеты» (1831). Как принято считать, на ней изображена группа польских эмигрантов в Неаполе, читающих во французской газете сообщения о взятии Варшавы. Некоторые персонажи этой картины очень выразительны, однако им не хватает той глубины, которая характерна для прежних портретов Кипренского.
Кончина Кипренского в далекой Италии вызвала у передовых людей России глубокую печаль.
В историю изобразительного искусства Кипренский вошел как замечательный русский мастер, живописец и первоклассный рисовальщик, раскрывавший в своих портретах образы современников 1812 года, молодых декабристов, А. С Пушкина и его друзей, крепостных крестьян.
Портретная галерея, созданная Кипренским, — национальная гордость русского искусства.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.