Имя Ивана Николаевича Павлова пользуется авторитетом не только в среде художников, его гравюры на дереве, посвященные архитектурному пейзажу старой Москвы, имеют широкую известность. Павлов своим творчеством во многом способствовал развитию и совершенствованию этого вида графики. На примере творчества художника мы видим, как бережно молодое советское искусство переняло лучшие традиции искусства предреволюционной поры. Ясное и простое графическое наследие Павлова постоянно привлекает внимание самых широких кругов советских зрителей.
Судьба Павлова очень интересна. Его автобиографическая книга «Записки старого гравера» местами читается как занимательный приключенческий роман. Родился художник в деревне Поповка на Тульщине, но с раннего возраста жил в Москве. В 11 лет он окончил начальное городское училище и его определили в граверную мастерскую Рихау. Из русской литературы мы хорошо представляем себе это ученье.
Через два с половиной года мальчик, не выдержав невыносимых условий жизни ученика, сбежал от Рихау. Он поступил в мастерскую Ф. П. Денисовского и через два года начал свою самостоятельную работу. Павлов хорошо разбирался в тонкостях избранного им ремесла, но, переехав в Петербург, решил совершенствоваться в избранной профессии и стал посещать граверный класс В. Матэ в училище Штиглица, готовившем мастеров декоративного искусства. Матэ сразу же угадал в Павлове художника. Павловские ксилографии получают первые премии на конкурсах на лучшую гравюру на дереве, его ценят как знающего и опытного специалиста. Но о широком признании не могло быть пока и речи, потому что популярной гравюра стала позже. Ее в то время воспринимали как нечто вспомогательное и явно второстепенное. Павлов гравировал композиции по популярным картинам для иллюстрированного журнала «Нива» и других петербургских и московских изданий.
В 1903 году художник снова в Москве, городе своего детства, атмосфера которого ему была так близка. К этому же времени относится важное событие, которое сильно взволновало Павлова и всех тех, кто зарабатывал на жизнь репродукционной гравюрой. Практически все иллюстрированные журналы перешли на цинкографию и, соответственно, надобность в репродукционной гравюре отпала. Многие граверы восприняли это новшество драматически, однако для Павлова, в частности, оно означало лишь дополнительный стимул к исканиям художественного порядка, к углубленной разработке проблем оригинальной гравюры.
Мастер начинает делать гравюры на линолеуме (с 1909 года), а в 1915 году изобретает акватипию — особый способ печатания акварельными красками. Павлова приглашают преподавать гравюру на дереве в Строгановское училище и привлекают к работе крупнейшие московские издательства Сытина и Ступина. В годы, непосредственно предшествовавшие первой мировой войне, оформляются и вкусы Павлова как самостоятельного профессионального художника. Он выступает на выставках с серией графических пейзажей, посвященных старой Москве и провинциальным городам средней России. Это архитектурные пейзажи, скромные, неброские уголки города.
В первые послереволюционные годы начинается самый интересный этап творчества Павлова. Именно в это время им создаются лучшие листы: гравюры на дереве и линогравюры, посвященные старой Москве. Своей простотой и ясностью графика Павлова заметно отличается от изысканно-строгой и изощренной графики мастеров круга «Мира искусства». Он явно менее артистичен и остер, но часто выигрывает в искренности. Павлов широко разрабатывал не только практические вопросы черно-белой графики, но и проблемы цветной линогравюры. Можно говорить даже о целой школе И. Павлова и В. Фалилеева в нашей цветной линогравюре, традиции которой живы и сегодня. В эти годы художник самое пристальное внимание уделяет и станковым рисункам. Хотя они и не относятся к высшим достижениям творчества Павлова, но, безусловно, такая работа способствовала повышению общей пластической культуры его творчества.
Велика роль Павлова и как педагога. В 1917 году он — профессор Свободных художественных мастерских (по графической мастерской) и одновременно руководит работами по гравюре в Государственных художественных мастерских печатного дела. В 1930 году за заслуги перед отечественной культурой Ивану Николаевичу Павлову, одному из первых, было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.
Искусство Павлова очень цельно. Его поэтический рассказ об архитектуре старой Москвы со временем вырос в своеобразное эпическое повествование («Кремль вечером. Заседание»). Мастер зорко подмечал и новое в облике города. В его работах 1930-х годов мы часто видим сопоставление Москвы старой, полной обаяния, но уходящей в прошлое, и новостроек, тянущихся к небу. В годы войны Павлов создал ряд листов, запечатлевших поврежденные гитлеровскими разбойниками архитектурные памятники. К этому времени относится и одна из самых поэтичных его гравюр — «Дворик на Якиманке» (1944). На ней изображен скромный дом в Замоскворечье, в котором несколько десятилетий жил сам художник, вошедший в историю русской графики как один из самых больших ее энтузиастов и как вдохновенный поэт старой Москвы.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.