В биографиях многих современных латвийских живописцев старшего поколения мы читаем: учился у В. Пурвита. Педагогическая деятельность Пурвита во многом способствовала формированию самостоятельной школы живописи в Латвии.
Вильгельм-Карл Егорович (Карлис Юргисович) Пурвит родился на хуторе Яужи Заубенской волости. В 18 лет он поступил в Петербургскую Академию художеств. Его профессором был А. И. Куинджи. Пурвит оказался одним из самых талантливых учеников известного мастера. Уже в самых ранних работах ощущается подлинно живописная природа дарования молодого художника. В 1897 году он успешно окончил Академию, получив звание художника за картину «При последних лучах». В мае 1898 года вместе с другими учениками Куинджи, в числе которых были замечательные в будущем мастера пейзажа А. Рылов, К. Богаевский, и с двумя латвийскими живописцами Я. Вальтером и Я. Розенталем Пурвит отправляется в путешествие по Европе. Особенно большое впечатление на художника произвело знакомство с живописью французских и немецких импрессионистов.
Но уроки импрессионизма он воспринял творчески. «Последний снег» (1897—1898) в Государственном Русском музее в Ленинграде и «Начало весны» (1900) знакомят нас с художником, своеобразно трактующим жизнь природы. Эти работы во многом следуют общей направленности русского пейзажа тех лет, пейзажа интимного, скромного. Сюжеты произведений Пурвита близки левитановским, но в них нет элегичности, цвет более звучен и декоративен.
Работы латвийского художника широко экспонировались на петербургских выставках, их покупали коллекционеры, репродуцировали в прессе. Пурвит часто приезжал в Петербург, где у него было много друзей среди русских художников.
До 1906 года Пурвит работал в Риге, потом на три года переехал в Ревель (ныне Таллин). В 1909 году его приглашают вернуться в Ригу. Пурвит становится директором Рижской городской художественной школы и сам преподает в ней. Его авторитет как педагога был очень велик, особенно после того, как Петербургская Академия художеств присвоила ему звание академика живописи. Пурвит в этот период считался одним из лучших в стране пейзажистов. Композиция «В саду Виестура» (1914) свидетельствует о зрелом мастерстве художника, о его незаурядном колористическом даре и большом чувстве поэзии.
Первая мировая врйна прервала работу Рижской художественной школы. В 1916 году большинство ее учеников были временно эвакуированы в Пензу.
Когда с приходом Советской власти в Латвии в 1919 году создается первая в истории латвийского народа Академия художеств, то Пурвиту предлагают стать ее ректором. Ректором Академии он оставался и в последующие годы, вплоть до 1934. Преподавал Пурвит в Академии и позже. Он неизменно руководил ее пейзажной мастерской.
Лучшие пейзажи художника 1920-х—1940-х годов убедительно говорили о новых чертах в творчестве мастера. Сложнее и тоньше стала цветовая разработка пейзажа, при еще большей интенсивности и звучности цвета. В работах Пурвита этих лет чувствуются одухотворенность и поэтичность, импульсивный темперамент. Расширился и обновился не только круг приемов, но и эмоциональная сфера его творчества.
Как педагог Пурвит прививал своим ученикам умение поэтически увидеть пейзаж, предостерегал против предвзятого схематического подхода к явлениям природы. Его школу отличает высокая культура цвета, эмоциональность восприятия мира. Рациональность не была чужда Пурвиту, но на первое место он всегда ставил живое непосредственное впечатление от натуры. Его простые, наполненные глубоким чувством пейзажи раскрывали красоту и величие латвийской природы.
В конце войны старый мастер был увезен в Германию. Он умер в марте 1945 года в небольшом немецком городе Нейхейме.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.