Иван Яковлевич Билибин известен главным образом как иллюстратор русских народных сказок и былин, сказок А. С. Пушкина, a так же как театральный декоратор и пейзажист.
Родился Билибин около Сестрорецка в семье военно-морского врача. Мать его была одаренной пианисткой, и, возможно, именно это повлияло на рано развившиеся художественные склонности мальчика. Родители не хотели, чтобы их сын стал художником-профессионалом. После окончания гимназии Билибин поступил на юридическое отделение Петербургского университета, но одновременно стал заниматься в школе Общества поощрения художеств (1895—1898), а затем у профессора А. Ашбе в Мюнхене и в частной студии, которой руководил И. Е. Репин. В конце концов, любовь к искусству пересилила, и, отказавшись от юридической карьеры, Билибин стал вольнослушателем Академии художеств.
Уже первые произведения Билибина, появившиеся на выставке «Мира искусства» 1900 года, показали общую направленность творческих исканий молодого художника. Он выступил как мастер книжной иллюстрации, увлекающийся стилизацией под народный лубок и древнерусскую миниатюру. Художник проиллюстрировал и оформил русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная». Все, вплоть до рисунка шрифта, виньеток и орнаментов, носило следы его своеобразного творческого почерка, и книги воспринимались как целостное художественное произведение. Их иллюстрации привлекали красочностью, задушевностью, поэтичностью образов.
В 1902—1904 годах в поездках по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям художник внимательно изучал природу Северной Руси, деревянное зодчество, народное прикладное искусство.
В 1904—1905 годах Билибин, впервые обратившись к сказкам А. С. Пушкина, выполняет одну из лучших своих работ — иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». За ней последовала «Сказка о золотом петушке» (1906), в которой, следуя Пушкину, художник трактовал образ царя Додона в сатирическом плане. Народные орнаменты, старинная резьба по дереву, миниатюры из древних книг — все это было хорошо известно Билибину и служило подспорьем в работе, а иногда и вдохновляющим источником новых произведений.
В период революции 1905 года Билибин выступал в сатирических журналах с рисунками, направленными против самодержавия.
Работу в театре художник начал в 1907 году, оформив спектакль «Действо о Теофиле» Рютбефа (Старинный театр, Петербург). В совершенстве зная древнерусское искусство, Билибин создал эскизы декораций и костюмов к спектаклям: «Борис Годунов» (1909, антреприза С. П. Дягилева, Париж), «Золотой петушок» (1909, Оперный театр С. И. Зимина, Москва), «Руслан и Людмила», «Садко» (1913, 1914, Народный дом, Петербург) и др. Оформление спектаклей, выполненное Билибиным в стилизованной, графически четкой, декоративно-плоскостной манере, отличалось высокой культурой мастерства, стремлением к целостности цветовой гаммы, объединяющей декорации и костюмы персонажей.
После 1918 года Билибин жил за границей. Но и в эмиграции главной его темой оставалась русская сказка (иллюстрации к былине «Вольга», 1927—1928; к сказкам «Соль», 1931, «Морозко», 1932 «Белая уточка», 1932, и др.). Участвовал Билибин в качестве художника и в зарубежных постановках русских опер. В этот период им было также написано много пейзажей Франции и Египта.
В 1936 году Билибин вернулся на родину, сразу, с увлечением начал работать как театральный художник, иллюстратор и пейзажист. Он оформил оперу «Сказка о царе Салтане» в Ленинградском государственном театре имени Кирова; создал замечательные иллюстрации к лермонтовской «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», к «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина, к роману А. Толстого «Петр I»; в его акварелях ожили Кавказ и Крым. В 1939 году Билибин начал иллюстрировать сборник былин «Героическое прошлое русского народа». Когда началась Великая Отечественная война, Билибин не покинул Ленинград. Талантливый художник погиб в тяжелые дни блокады.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.