«Человек — школа», «верстовой столб в развитии русского пейзажа» — так характеризовал Шишкина маститый живописец И. Н. Крамской.
Выдающийся критик В. Стасов писал о Шишкине: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».
Уроженец Елабуги — маленького уездного городка на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии. Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 году юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи и ваяния. Здесь он сблизился с В. Перовым, И. Прянишниковым, К. Маковским. Одним из преподавателей Шишкина, с которым художник надолго сохранил дружеские отношения, был А. Мокрицкий — ученик А. Венецианова и К. Брюллова. 1856—1860 годы Шишкин провел в стенах Петербургской Академии художеств, где его учителем был С. Воробьев. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин получает Первую золотую медаль и право на заграничную командировку. В течение трех лет он живет в Германии и Швейцарии, занимается в мастерской швейцарского живописца и гравера Р. Коллера.
Картины современных ему европейских знаменитостей Шишкин оценивает критически, отличая лишь близкого ему «по таланту и по характеру» пейзажиста Теодора Руссо.
Вернувшись на родину, Шишкин сближается с Крамским, посещает знаменитые «четверги» Артели свободных художников, становится одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Художник много и плодотворно работает. В 1865 году за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» его избирают в академики, в 1873 — он получает звание профессора Петербургской Академии художеств.
Пейзажная живопись Шишкина развивалась в процессе неустанных творческих поисков. После ранних дробно-описательных произведений, в которых художник стремился заинтересовать зрителя и «картинностью» целого и занятностью отдельных мелочей («Рубка леса», 1867), появляются монументальные по замыслу полотна Шишкина — «Сосновый бор» (1872), «Лесная глушь» (1872), «На покосе в дубовой роще» (1874) и др. Эпически-величавый образ родины создает художник в картине «Рожь» (1878).
В 1883 году художник пишет поэтический пейзаж на тему одной из любимых в народе русских песен — «Среди долины ровныя». Позднее, в картине «Лесные дали» (1884), одном из лучших своих произведений, Шишкин создает обобщенный монументальный образ безграничных просторов России.
В середине и конце 80-х годов в живописи Шишкина возрастает значение световоздушной среды. Постоянно и внимательно изучая природу, художник находит новые средства выразительности, придающие еще большую жизненность его произведениям. Все чаще и чаще обращается он к передаче изменчивых состояний природы. Его живописные приемы становятся все богаче и разнообразней («Дубовая роща», «Сосны, освещенные солнцем», «Дождь в дубовом лесу», «Туман», «Вечер», «Раннее утро»).
Одна из наиболее известных картин Шишкина — «Утро в сосновом лесу» (1889). Художник великолепно передает жизнь природы в местах, куда не ступала людская нога. Он как бы вводит зрителя в девственную чащу леса, где под присмотром медведицы резвятся маленькие медвежата, карабкаясь на вырванную с корнем могучую сосну (медведицу и медвежат изобразил на этом полотне художник К. Савицкий).
В 90-е годы Шишкин работает над картинами, в которых дает как бы портретные изображения двух деревьев, воплощая идею могучего русского леса («На Севере диком», «Дуб, освещенный солнцем», «Мордвиновские дубы»). Последняя большая картина художника — «Корабельная роща» (1898) — была порождена впечатлением величавой природы родных елабужских мест. Проникнутая чувством торжественного спокойствия, она как бы доносит до зрителя аромат самого леса жизнь каждого дерева.
Шишкин много работал в гравюре. Особенной его любовью пользовался офорт. Начав заниматься офортом еще с 70-х годов, Шишкин, в частности, поставил перед собой задачу разработки его новой техники, позволяющей печатать гравюру на обычном типографском станке. Он хотел сделать художественный эстамп достоянием самых широких кругов общества.
Примером подлинного мастерства и художественной выразительности служат многочисленные рисунки Шишкина. Рисунок с натуры был для художника важнейшим средством изучения природы.
В 1894—1895 годах Шишкин руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.