Отец был непреклонен в своем желании видеть сына юристом, а тот мечтал стать художником, увлекался рисованием и, еще будучи учеником колледжа, много времени проводил в Лувре. В конце концов, отцу пришлось сдаться, но с условием, что сын станет учиться живописи у преуспевающего мастера, картины которого полностью отвечают вкусам изысканной публики, критики и Академии. Так молодой Эдуард Мане попал в мастерскую Тома Кутюра — известного в ту пору живописца салонно-академического направления. В течение шести лет Мане изучал тонкости и сложности приемов академической школы и постоянно конфликтовал со своим «мэтром». Тома Кутюр мешал проявлению его творческой инициативы.
Стремясь к правдивости в искусстве, Мане питал отвращение ко всякого рода фальши, напыщенности. Его увлекали не мастера «высокого стиля», не декораторы и монументалисты, а старые мастера, в первую очередь портретисты. Тщательно изучал он произведения Гольбейна, Дюрера, Гальса, Рембрандта, Тинторетто. Особенно сильное воздействие оказывали на Мане испанцы — Веласкес, Гойя, Зурбаран. Вместе с тем, он проявлял исключительный интерес к современному ему французскому искусству, к окружающей его жизни. Его целью стало «увековечить жизнь такой, какая она есть». Наблюдая действительность, он умел верно и метко схватить характерные черты людей своего времени, найти красоту в бытовом, открыть подлинную поэзию в повседневном.
«Принадлежать своему времени, делать лишь то, что видишь». С этим девизом Мане поднял борьбу против официального искусства. Салон объявил гонение на его творчество, отмеченное искренностью и самобытностью.
Картина «Любитель абсента» 1859 года начала собою длинный список работ Мане, не допущенных в Салон.
Первый большой успех пришел к Мане в 1861 году, когда Париж увидел в Салоне его картину «Испанский певец». Но уже выставка четырнадцати работ Мане в частной галерее Мартине в 1863 году вызвала скандал. Представленный в том же году «Завтрак на траве» — картина на современный сюжет, в которой художник следовал замыслу луврского «Концерта» Джорджоне и композиции Рафаэля, навлекла на себя возмущение императора Наполеона III и яростную брань газет. С точки зрения ханжеской буржуазной морали, эта картина оказалась неприемлемой прежде всего потому, что мужчины здесь были изображены одетыми, а женщины — обнаженными. Необычной представлялась и манера исполнения. Яркая сочная гамма открытых цветов, свободное письмо крупными мазками, смелая и выразительная линия, игра световых бликов, создававших иллюзорность движения воздуха, — все это раздражало буржуазную публику.
Точно так же, как «Завтрак на траве», была принята картина «Олимпия» (1863), изображающая лежащую обнаженную натурщицу. Тема этой картины была подсказана «Венерой Урбинской» Тициана, «Спящей Венерой» Джорджоне, «Вирсавией» Рубенса, «Махой» Гойи. Однако Мане создал вполне оригинальный образ, очень современный по характеру и средствам выразительности. «Олимпия» поражала новизной живописных приемов, отсутствием идеализации в трактовке «вульгарной» модели.
Выставленная в Салоне 1865 года, «Олимпия» вызвала возмущение буржуазной публики. К картине пришлось приставить охрану и повесить ее повыше, чтобы блестящие дамы и господа в негодовании не повредили полотно тростями и зонтиками.
Но передовая интеллигенция с восторгом приняла работы Мане. Одним из горячих поклонников и пропагандистов его творчества стал писатель Эмиль Золя. В защиту художника он писал страстные и гневные статьи. Он называл Мане «классиком современной живописи» и, к бешенству чиновников от искусства, предсказывал, что его творения со временем войдут в сокровищницу Франции — Лувр.
В конце 1860-х годов Мане стал Главой нового художественного направления, активно противопоставившего себя салонному искусству. Около Мане сгруппировались молодые художники — Клод Моне, Огюст Ренуар, Берта Моризо, Альфред Сислей и другие. Молодежь стремилась следовать Мане я в сюжетах и в живописных приемах. По месту встреч этих художников — кафе Гербуа на Гранрю де Батиньоль в Париже — они получили название Батиньольской школы. Со временем эта группа сформировалась в течение импрессионистов.
Когда началась франко-прусская война, Мане стал артиллеристом национальной гвардии. Во время Парижской Коммуны он, оставив семью в Олороне, пробирается в Париж к своим товарищам по профессии, становится свидетелем уличных боев, расстрелов коммунаров. В ряде этюдов он отражает сцены борьбы.
В работах, написанных в начале 1870-х годов, таких, как «В лодке», «Аржантей», «Клод Моне в своей плавучей мастерской», «Семья Моне в саду», довольно отчетливо проявилось тяготение Мане к импрессионизму. Но Мане никогда до конца не терял связи с классическими традициями. Об этом с наибольшей яркостью свидетельствует выполненный в духе Хальса портрет гравера Бело, известный под названием «Кружка пива» (1873).
Преимущественное внимание Мане уделял жанровой живописи и портрету. В своих полотнах он запечатлевал жизнь парижских бульваров, улиц и кафе, сцены быта парижан. Характерно, что парижан художник изображал почти исключительно в часы отдыха и увеселений. Картины Мане рождали впечатление непосредственного восприятия, скрывая за своим внешним покровом беглой импровизации большой труд. Среди жанровых работ Мане особенно выделяются картины «У дядюшки Латуйля» (1879), «Нана» (1877), «Бар в Фоли-Бержер» (1881). К числу лучших портретных работ Мане следует отнести портреты художницы Берты Моризо (1872), поэта Малларме, писателя Эмиля Золя (1868).
В последний год жизни, из-за тяжелой прогрессирующей болезни, Мане вынужден был ограничиваться лишь беглыми, небольшими этюдами. Но в этих этюдах умирающего художника нет пессимизма. На похоронах Мане присутствовало множество народу. Дега сказал: «Мане был более велик, чем мы думали». Официальные круги продолжали относиться пренебрежительно к искусству художника. Лишь в 1907 году Клемансо распорядился выставить в Лувре «Олимпию». К этому времени громадное большинство других шедевров Мане уже ушло в музеи и коллекции иностранных государств. Франции очень дорого обошлась слепота ее художественных руководителей.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.