Подъем революционного движения пролетариата в начале XX века и все усиливавшееся влияние прогрессивного русского искусства определили развитие в Азербайджане реалистического демократического изобразительного искусства. Основными его представителями стали Азим Аслан оглы Азим-заде и Бехруз Ширалибек оглы Кенгерли.
С творчеством Кенгерли связано развитие в азербайджаском изобразительном искусстве реалистического портрета и пейзажа как самостоятельных жанров, а также первые опыты в области театрально-декорационного искусства.
Родился Кенгерли в Нахичевани на Араксе. Его отец служил переводчиком у городского судьи. Еще в детстве будущего художника постиг тяжелый удар — он лишился слуха. Благодаря незаурядным способностям к рисованию и упорству, Кенгерли удалось получить профессиональное художественное образование. Искусство его развивалось под благотворным влиянием реалистической школы русской живописи. Учился Кенгерли в Школе живописи и скульптуры при Кавказском обществе поощрения изящных искусств в Тифлисе. Это учебное заведение находилось под непосредственным наблюдением петербургской Академии художеств. Его преподавателями были в то время О. И. Шмерлинг и Е. Е. Татевосян.
Талант Кенгерли быстро получил признание. Различные юмористические журналы, выходившие в России до революции, и, в первую очередь, бакинский «Молла Насреддин», стали охотно помещать на своих страницах его рисунки. Рядом печатались карикатуры его учителя Шмерлинга, сатирические рисунки Аэим-заде.
После окончания художественной школы Кенгерли вернулся в Нахичевань. Изменились условия жизни, изменились и склонности художника. Теперь основное место в его творчестве занял пейзаж. Многочисленные акварели Кенгерли изображали красивые уголки родного края и отличались умением точно и в то же время опоэтизированно передать характер местности, особенности освещения.
Писал Кенгерли натюрморты и жанровые картины. Его бытовые сценки из азербайджанской жизни свидетельствовали о несомненном влиянии творчества Азим-заде.
Значительное место в творчестве художника занимают многочисленные акварельные портреты современников. Многие из них рассказывают о тяжелой доле беженцев — жертв националистической политики мусаватистов и дашнаков, некоторое время хозяйничавших в Азербайджане и Армении. С большим сочувствием изображал Кенгерли детей и подростков, покинувших родимый кров («Мальчик-беженец», 1920; «Беженка», 1920; «Беженец из села Джанфета», 1920).
Кенгерли работал в области театрально-декорационного искуства. Во второй половине 1910-х годов он оформил в Нахичеванском театре несколько постановок («Мертвецы» Д. Мамедкулизаде и др.).
В первые же месяцы установления Советской власти в Азербайджане Кенгерли сделал портреты Маркса и Энгельса для массового распространения. Обратившись к новой, советской тематике, молодой художник написал ныне широко известную акварель «Красноармеец» (1921). При Советской власти Кенгерли как бы обрел новые силы. Его наброски и эскизы говорят о широте замыслов, но преждевременная смерть помешала их осуществлению.
В Азербайджанском музее искусств в Баку хранится около 500 произведений Кенгерли. Это пейзажи, портреты, натюрморты, выполненные главным образом в технике акварели и рисунка.
Среди музейных экспонатов обращают на себя внимание альбомы пейзажей «Память о Нахичевани». Кенгерли распространял такие альбомы, желая привить своему народу любовь к изобразительному искусству. Произведения художника, хранящиеся в музее, составляют только часть его наследия, в котором по спискам, составленным самим Кенгерли, насчитывается до двух тысяч работ.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.