«Я вырос с карандашом и кистью в руках», — вспоминал Е. И. Чарушин о своем детстве. Родные места внушили ему и неизбывную любовь ко всему живому. «Я приучился с детства понимать животных и птиц. Все мое детство прошло в лесу, в саду, в поле и огороде, среди диких зверей и домашних животных... И волки за нами гнались, и выезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен... И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — все это я с детства полюбил и пережил».
Взрослый Чарушин-художник не расстался с тем, что приносило радость в детские годы. Его работа в литературе для детей была, как бы предопределена. Богатство душевного опыта, зрительные наблюдения требовали воплощения. В 20-е годы усилиями В. Лебедева, Н. Тырсы, Н. Лапшина складывалась новая эстетика детской книги, основу которой составляло пристальное внимание к окружающему миру. Первый опыт Е. Чарушина — иллюстрации к книге В. Бианки «Мурзук» (1927)—определил особенность его творчества как художника-анималиста. Привязанность к миру зверей так очевидна, что сразу пленяет зрителей. Выразителен неуклюжий, растопыренный зверек, отчаянно зовущий на помощь. Размывами туши художник передает пушистый мех зверька. Белизна незакрашенного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два легких касания кисти — это хвойные веточки; так художник обыгрывает плоскостность листа и обозначает географию.
С 1927 года Чарушин стал постоянным иллюстратором книг Бианки: «Рассказы об охоте», «Черный сокол», «Теремок» (1929); «Красная горка» (1930); «Первая охота» (1933, 1950); «Плавунчик» (1946); «Рассказы и сказки» (1951); «Лесные были и небылицы» (1952).
Достоинство Чарушина иллюстратора в том, что его картинки заманчивы для детей. Добродушие художника, легкий юмор, забавная неловкость зверят — все это взывает к лучшим чувствам ребенка. Художник отворяет мир, привлекательный в своем разнообразии, ручной и игривый. Чарушин проиллюстрировал много книг, в том числе и своих собственных, посвященных жизни волчат, медвежат, лисят. Они показаны с чарующей симпатией. Их изображение и описание отличаются лирической проникновенностью даже там, где жанр требовал от него только познавательного материала, например, в придуманных им книгах-картинках: «Щур», «Мохнатые ребята», «Птенцы», «Тюпа, Томка и сорока», «Вольные птицы».
Считаясь с особенностями восприятия ребенка, Чарушин упрощает рисунок — цветными или черными пятнами создает впечатление силуэта и объема. Он отказывается от изображения среды, сосредоточивая внимание на главном. Колорит рисунков очень прост, сдержал: тремя-четырьмя красками Чарушин добивается ощущения цветового богатства меха, оперения. Но простота в истолковании художника только усиливает глубину, а декоративность не мешает ясности. («Зверь бурундук» М. Пришвина, «Детки в клетке» С. Маршак, обе 1935 г.). Его рисунки, лаконичные, броские, надолго остаются в памяти. Чем только ни занимался Чарушин в искусстве — иллюстрировал книги о животных, сказки, создавал эстампы, расписывал стены в детских садах и доме пионеров, делал декорации к спектаклям. Его таланту были доступны монументальная живопись на сотни квадратных метров и точеные фарфоровые скульптурки. А какое разнообразие графических техник: карандаш, тушь, акварель, гуашь, литография! И никогда художнику не изменяли наблюдательность и фантазия, радостное приятие мира, которое неизменно вызывало ответную радость. Доброго художника Чарушина любят дети и взрослые. Потому что, как говорится в вятской поговорке: «Кто людей веселит, за того свет стоит»...
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.