Скверик у Никитских ворот в Москве сейчас невозможно представить без памятника К. А. Тимирязеву. Расположение статуи на торце бульвара, традиционное для XIX века, здесь кажется единственно возможным — многие улицы, аллеи бульвара сходятся к памятнику — смысловому центру городского пространства. Чеканный абрис фигуры ученого, его полная достоинства осанка меняют характер места, делая его более торжественным. Открытый партер вокруг скульптуры зрительно расширяет небольшую площадь Никитских ворот, увеличивает монументальность скульптуры из черного гранита, исполненной Меркуровым.
Сергей Дмитриевич всегда любил камень, способный сохранять веками величавые образы. А возникла эта любовь в скалистом армянском городе Александрополе (ныне Ленинакан), где прошло детство, где зародилась дружба с каменотесами. Там, в каменоломнях, мальчик впервые узнал природу камня, поверил в возможность «одушевлять» его. Запомнились слова рабочего-каменотеса, его по-восточному красочное напутствие: «Пусть роза из-под твоего резца пахнет лучше настоящей». Прошли годы учебы в Киевском политехническом институте, на философском факультете в Цюрихе, занятий в цюрихской мастерской Адольфа Майера. Здесь, у известного скульптора, он узнал поденный труд подмастерья. Майер внушал цеховые догматы своего ремесла: «Приучайтесь к терпению, к тяжелому труду, это нужно скульптору. Вы уже знаете, как месить глину, как содержать в порядке мастерскую. Без этого нельзя стать мастером». Майер направил молодого скульптора в Мюнхен, в Академию художеств, где Меркуров учился в 1902— 1905 годах. По окончании Академии художник едет в Италию, знакомится с классическим европейским искусством. Затем несколько лет в Париже. Памятны были встречи с Огюстом Роденом, его наставления: «Не следуйте слепо натуре, делайте лучше, чем она есть!».
По возвращении в Россию, в 1910-е годы, Меркуров выполняет ряд интересных портретных скульптур: «Лев Толстой», «Г. Г. Мясоедов», «И. Г. Мясоедов», «Профессор Минаков», «Портрет жены» и несколько надгробий, лучшее из которых — композитора Калинникова в Ялте.
В 1911 году скульптор начинает работать над тремя монументальными однофигурными композициями в граните: «Мысль», «Лев Толстой» и «Достоевский». Для этих работ характерен предельный аскетизм, скупость художественных средств, обобщенность. Скульптор добивается в них главного — величавости, торжественной монументальности. В начале I9is Года Советское правительство приобретает его произведения, остававшиеся до этого в мастерской. Скульптуры «Достоевский», «Толстой» устанавливаются в городе.
Меркуров участвует в ленинском плане монументальной пропаганды, выполняя заказы на памятники «Великим людям в области революции и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства». Он создал проекты многих памятников, участвовал во всех значительных конкурсах, проводимых правительством. Его памятники ранних лет революции — Карлу Марксу в Ульяновске и К. А. Тимирязеву в Москве — являются первыми монументальными скульптурами советской эпохи, выполненными в твердом материале.
Постепенно Меркуров переходит к работе над образами вождей нашей страны. Уже в 1924 году скульптор выполняет первый бюст Ленина и создает проект памятника для Киева, позже — скульптурную группу «Смерть вождя». В 1926 году по его проекту сооружается бронзовый памятник Ленину в Коломне — он открывает целую серию памятников Ленину. Из них — самый грандиозный, 15-метровый монумент из гранита для аванпорта канала Москва-Волга. Более двадцати лет работал скульптор над памятником 26 бакинским комиссарам. Известны его памятник С. Шаумяну в Ереване и выполненный за год до этого портрет Шаумяна, где воссоздан героический образ борца революции. Меркуров выполнил ряд памятников и портретов деятелей советской культуры — К. С. Циолковского, С. С. Корсакова и других. В них воплотилась мысль самого скульптора: «Монумент вечен, как вечны дела этих людей».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.