До сих пор не все знают, какой национальности Пабло Пикассо: испанец или француз?
Как Испания, так и Франция считают его своим художником. Он родился в Малаге, на южном побережье Испании, но почти всю жизнь прожил во Франции. Пикассо принадлежит к парижской школе живописи, однако его искусство отличает подлинно испанский темперамент — страстный и лиричный, ироничный и жестокий.
Пожалуй, ни об одном художнике XX века не писали так много и разноречиво, как о Пикассо. Его искусство обладает способностью порождать в людях страсть. Над ним издевались в юмористических журналах, и о нем с восторгом писали Аполлинер, Элюар, Маяковский, Арагон...
Республиканская Испания назначила его почетным директором Прадо. На выставках споры противников и сторонников Пикассо иной раз переходили в драки. Его голубь мира облетел планету и известен миллионам людей. Активность художника соединялась в нем с активностью гражданина. В 1944 году он стал членом Французской Компартии, участвовал в движении в защиту мира. «Я хочу, чтобы на земле было меньше нищеты», — говорил Пикассо. Ему присуждена Ленинская премия за укрепление мира. В 1937 году он написал знаменитую «Гернику». Когда немецкие офицеры во время оккупации вошли в его мастерскую и, увидев «Гернику», спросили: «Это Вы сделали?» — он имел мужество ответить: «Нет, это сделали вы!».
Его называли бунтарем и разрушителем. Действительно, он часто решительно расчленял зримый мир, показывал его уродство и жестокость. Но это было разрушение во имя жизни, и вся его долгая, не поддавшаяся старости жизнь была полна деятельного, созидательного труда. «Я не мог бы жить, не отдавая искусству все свое время, я люблю его как единственную цель всей своей жизни», — говорил Пикассо. Он работал с яростью. Его никогда не видели бездеятельным. Его мастерскую наполняли самые невероятные предметы: куски железа, проволока, велосипедный руль — и каждый из них мог стать материалом будущего произведения. Любознательный, как мальчишка, он в 40 лет учился обрабатывать листовое железо, в 60 — увлекся литографией, а в 70 — стал гончаром. Пикассо занимался живописью, скульптурой, графикой, театральной декорацией, керамикой, книжной иллюстрацией, гобеленом... Арсенал его художественных средств колоссален. Он стирал границы между отдельными видами изобразительного искусства, шел наперекор традициям и в то же время был наследником лучших достижений мировой культуры. На него влияли Сурбаран, Гойя, Пуссен, Энгр, Сезанн, художники итальянского Возрождения и древние греки, помпейские фрески, азиатское искусство, негритянская скульптура. Он часто использовал в своих холстах традиционные схемы построения «Мадонны с младенцем», «Святого семейства», «Успения», «Рождества», вдохновлялся образами классического искусства. В его творчестве появлялись серии живописных и графических вариаций на тему «Менин» Веласкеса, «Завтрака на траве» Э. Мане, «Похищения сабинянок» Давида, «Алжирских женщин» Делакруа.
Исследователи пытались классифицировать извилистый путь его творчества, причисляя его повороты к различным «измам», давая названия его периодам. Это помогает ориентироваться в огромном творческом наследии, оставленном художником, но подобная хронология не имеет жестких границ. Сам Пикассо, садясь за работу, не всегда знал, в каком стиле его картина будет сделана. «Так, как лучше смогу выразить, что хочу», — говорил он. И подчас сложные по форме и труднодоступные для понимания работы соседствуют с гармоничными и ясными.
Пикассо учился в Барселоне, потом в Мадриде, а с 1904 года окончательно поселился во Франции. Его художественное образование не было последовательным. Артистические способности были дарованы ему от природы, как абсолютный слух музыканту. К четырнадцати годам он рисовал уже как мастер, а к двадцати пяти создал такое количество первоклассных работ, которое не многим удавалось сделать за всю жизнь.
Уже в раннем «голубом периоде» поражают профессионализм и зрелость его работ. Основные персонажи — нищие и бродяги, странствующие акробаты, дети и старики. Герои бездеятельны, молчаливы, погружены в самих себя. «Искусство есть эманация боли и печали», — говорит в это время Пабло Пикассо.
«Розовый период» часто называют цирковым. В это время Пикассо с друзьями посещает знаменитый цирк Медрано. Хорошо знает повседневную жизнь актеров, постоянно рисует их. Чувство одиночества и печали уступает место 6i-лее теплым и лирическим настроениям («Семья акробатов с обезьяной», 1905; «Семья Арлекина», 1905; «Девочка на шаре», 1905).
Сезанн и негритянская скульптура были причиной крутого поворота искусства Пикассо.- Начался его следующий, кубистический период. Пикассо пытается выявить конструкцию предмета, анализирует его поверхность, разлагая ее на грани, вводит несколько точек зрения для того, чтобы собрать более полную информацию о форме, вгрызается в глубь предмета, пытаясь постичь его внутреннюю структуру. Работы позднего синтетического кубизма тяготеют к большей декоративности. В это время он особенно часто пишет музыкальные инструменты, пользуется коллажем, создает гармоничные и уравновешенные произведения.
На смену кубизму пришло увлечение классикой. Идеалом для художника становятся Энгр и греки. В это время появились его знаменитые иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия — легкие, грациозные, предельно простые и пластичные. Его «неоклассический» период, начавшийся около 1920 года, ориентируется на гармонически развитого человека. В работах появляется большое количество мифологических персонажей. Прекрасные обнаженные тела соседствуют с обаятельными и игривыми фавнами, сатирами, минотаврами, кентаврами и кентаврессами.
В середине 30-х годов предчувствие надвигающейся катастрофы вызывает у художника продолжительный творческий кризис. Два года Пикассо не может работать. Мир его образов приобретает черты уродства и дисгармонии. Появляются странные чудовища, звероподобные люди, разъяренные минотавры. Чудовища грозят существованию человечества.
В 1937 году Пикассо написал гигантское панно «Герника» для испанского павильона на Международной выставке в Париже. В ней запечатлен ужас смерти и разрушения: обезумевший конь, страшный бык, запрокинутые головы, разинутые в крике челюсти, сведенные судорогой руки и античная маска со светильником как олицетворение надежды. Боль и печаль, возмущение и нежность художника связаны были с тем миром, в котором он жил. «Фантазия Пикассо определяется характером эпохи», — сказал как-то Эренбург. Вскоре после войны Пикассо поселился на юге Франции в Антибах. Он часто обращается теперь к безмятежному миру детства, как бы компенсируя ужас пережитого. На сводах старинной капеллы Валлориса он разместил большую композицию «Война» и «Мир». Панно «Мир» с крылатым конем, отплясывающими женщинами и играющими детьми полно ощущения радости жизни.
Темы послевоенного творчества Пикассо разнообразны и в то же время постоянны. Он остается верным миру театра и бродячих актеров. Через всю жизнь проходит тема «художник и его модель». Иногда — это тема античной красоты и гармонии; иногда — раздумья художника о сущности творчества; временами — откровенный юмор: Пикассо изображает плешивых академиков в окружении молоденьких натурщиц. Никогда не забывал Пикассо испанской корриды. Эта тема передается со всей страстью и азартом, на которые способен только испанец. Однако точная передача представления и обилие деталей не заслоняют собой правдивой летописи о жизни и гибели героев арены.
Жизнь, какая она есть, во всех ее радостях и драматических коллизиях — всегда была движущей силой творчества художника.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.