Александр Александрович Бажбеук-Меликян редко расставался с тем, что создавал. Картины, тесня друг друга, сплошным ковром заполняли стены мастерской его дома в Тбилиси. Эти живописные ковры из многих частей — работ разного времени — отразили жизнь художника, отданную творчеству. Призвание заявило о себе очень рано. В семье, далекой от занятий искусством, маленький мальчик грезил только им. Упорные занятия дома принесли такие серьезные успехи, что в четырнадцать лет будущий художник легко поступил в Тифлисское училище, по окончании которого — в Петербургскую Академию художеств. Вся жизнь Бажбеук-Меликяна прошла в родном городе; исключения составили только редкие пребывания в ленинградском Эрмитаже и единственная поездка в Москву на выставку картин Дрезденской галереи. Равнодушный к внешней стороне событий, художник всецело принадлежал искусству, в любви, к нему черпая силы и впечатления. Любовь к искусству понималась им широко, универсально.
Она охватывала все эпохи и бесконечный перечень имен: Древний Египет и Эллада, Вермеер Дельфтский и Матисс, Тициан и Пикассо, Ван Гог и Сарьян. Художник был на редкость экспансивен, его натура восприимчива и распахнута прекрасному. Этим объясняется зависимость Бажбеук-Меликяна в начале творчества от тех художников, которых он особенно любил: от Тициана, Рембрандта, Веласкеса, Гойи. Творчество, не достигшее зрелости, подчинялось влияниям старых мастеров. Колорит произведений 1920-х годов можно назвать музейным: темноватая гамма оливковых, густо-зеленых, коричневых тонов («Старый Тифлис», «Тир», «Концерт»). Это было как бы данью искусству прошлых эпох, ученичеством и преемственностью. Сам живописец позже признавался: «Это было время неустойчивых вкусов» — от него осталось лишь несколько работ: безжалостный к себе художник уничтожил то, что не отвечало его требовательности, что считал издержками растущего мастерства. Правда, Бажбеук-Меликян навсегда усвоил уроки высокого искусства, что сказалось в постоянном стремлении художника к классичности своих произведений, к добротности исполнения.
Сюжетный круг работ художника оставался неизменным в течение всего творчества. Так, Бажбеук-Меликян, плененный искусством и жизнью бродячих циркачей, навсегда выбрал их сюжетом своего искусства: «Жонглерша», «Женский тир»— 20-е гг.; «Группа с медведем», «Батумский аттракцион», «Бродячий цирк» — 30-е гг; «Группа цирковых артистов», «Перш», «Жонглерша» — 40-е гг.; «Фокусница», «Акробатка», «Девушка на шарах» — 60-е гг. Он любит артистов, атмосферу цирка, ее эффектность, блеск, шумную праздничность. Труд, пот, риск артисты умело скрывают, и мы видим только собранность воли и вечную женственность. Этот мир живет по своим законам, движется особыми ритмами. Для художника он полон тайны и феерических открытий. И в картинах на темы цирка, и в пейзажах («Мельница в Ортачалах», «Дворик на Песках») действительность преображается самим художником. Тот или иной сюжет только повод, который дает ему возможность обогатить окружающее своим внутренним состоянием, тончайшими душевными нюансами. То же можно сказать и о картинах, на которых изображены женщины: сюжеты кажутся загадочными, названия произвольными.
Женщины, как флером, окутаны воздухом, покоятся не столько в физической, сколько в духовной среде, кажется, единственно возможной для них («Хоровод купальщиц», «Группа женщин», «В бане»). Особенность искусства Бажбеук-Меликяна в том, что силой живописи обыденное и простое он претворяет в непреходящее. При всем постоянстве сюжетов, картины Бажбеук-Меликяна не кажутся однообразными. Причина тому — неповторимость композиционных решений, красочное богатство. С годами палитра художника менялась: вместо тональной светотеневой живописи появляются цветущие красочные холсты («Лавиния лежащая», «Девушка на шарах», «Курдский танец»). Звучные по цвету, картины и технически исполнены по-другому — более экспрессивно, темпераментная кисть укрупняет фактуру каждого мазка.
Бажбеук-Меликян работал и над портретами. Им было создано гораздо больше того, что оставил требовательный мастер. За единичными исключениями — это тоже женские модели. Часто художник в них как бы сглаживает индивидуальность, увлекаясь внешними достоинствами, характеризуя только физический тип женщины. Но иногда, пораженный внутренним обликом, он дает исчерпывающую характеристику.
Заслуженный художник Грузинской ССР Александр Александрович Бажбеук-Меликян прожил долгую и наполненную творчеством жизнь. Он работал еще за несколько дней до кончины.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.