Когда в 1957 году в Академии художеств в Москве открылась выставка к 75-летию со дня рождения и 50-летию творчества А. Герасимова, четырнадцать залов не могли вместить всего того, что было создано художником.
Александр Михайлович Герасимов родился в Козлове. Ничто как будто не благоприятствовало его стремлению стать живописцем. Бытовой уклад семьи Герасимова находился в полном противоречии с мечтами его юности. Его отец из среды крепостных крестьян, небогатый прасол, до сорока лет работал по найму, занимался торговлей, арендовал помещичьи сады.
Он видел в сыне лишь будущего помощника «по торговому делу». Но случилось так, что как раз обстоятельства, внешне мешающие развитию, внутренне это развитие подготавливали. Базары, трактиры, лавки, ярмарки, где приходилось бывать по делам отца, давали бесценный материал зоркому, наблюдательному юноше. А обязанность караулить сады, гонять гурты скота оборачивалась своей выгодной стороной — все весеннее и летнее время проходило среди запущенных садов и старинных парков. Впечатления ранней юности были памятны в течение всей жизни, они питали творчество художника: «Я исколесил все окрестные дороги и многим обязан этим поездкам. Они пробудили во мне любовь к природе и оставили незабываемые, чарующие воспоминания... Я тогда еще не мог отдать себе отчета, почему меня так волнуют нависшие серебристые облака над морем колосившейся ржи, красочные закаты, блестящая при свете луны длинная дорога...
Читать и писать стал самоучкой. Умение читать открыло мир поэзии... Я и до этого любил природу, но когда я узнал стихи Кольцова, эта любовь стала еще сильней, и я стал искать специально книги, где описывалась природа».
С 1903 года Герасимов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном и архитектурном отделении, занимался у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, В. А. Серова, К. А. Коровина. «Своими главными руководителями я считал художников Коровина, Архипова, и Серова. Глубоко правдивые, жизненные сюжеты Архипова и яркие, сочные краски его картин я никогда не забуду...» Будущий художник стремился усвоить строгий рисунок Серова, красочное буйство Архипова, живописность К. Коровина.
В 1915 году он окончил Училище со званием художника и с дипломом архитектора. С первых шагов Герасимов становится известен как пейзажист, жанрист, портретист, художник исторических картин. Несколько лет, проведенных в родном городе после революции, окончательно сформировали его как художника и как общественного деятеля. Он был создателем художественного общества в Козлове «Коммуна художников», оформлял город к годовщинам Октября, был декоратором в театре. Вернувшись в 1925 году в Москву, он вступил в АХРР и участвовал в VIII выставке АХРРа, а многими работами: «Степь», «Сад в цвету», «Сенокос», «Цветущие пионы», «Портрет Мичурина» Герасимов утверждает себя как бодрый, жизнерадостный художник, как живописец весны, солнца, молодой природы. Он преодолевает пестроту колорита ранних работ, добивается большей тональности цвета. Этюдность сменилась крепко построенными композициями. Безграничность пространств, грандиозную широту степей, вольные просторы рисуют композиции, в которых взор зрителя увлекается вдаль: «Большак», «Тройка», «Степь цветет», «Озимь». Все они написаны темпераментной кистью. Иногда его пейзажи складываются в целые серии под общим названием, например, цикл «Рожь».
Художник любуется красотой и пластикой сильных, здоровых людей («В лодке», «Бойня», «В бане»). Но сочный упругий мазок художника, его плотная живопись способны передавать и более тонкие состояния. В картине «Мокрая терраса» («После дождя») чувствуются насыщенность воздуха влагой, прохладная тяжесть мокрых кустов , особенная тишина, которая ненадолго устанавливается после только что прошедшего ливня. В ней — обаяние тепла и уюта человеческого жилья, приятие мира.
Многочисленны портреты Герасимова. Это целая галерея политических деятелей, мастеров театра, писателей, художников. Известна картина «В. И. Ленин на трибуне»— одна из первых картин советской живописи, где дан образ вождя, оратора. Насыщенная революционным пафосом, она расширяет рамки портрета, становится тематической картиной.
Художник создал портреты А. Тарасовой, О. Лепешинской, И. Москвина, Н. Смирнова-Сокольского, И. Грабаря, А. Троицкого, Георгия Димитрова, Героя Советского Союза И. Папанина.
Художником был создан и ряд групповых портретов. Один из них — «Групповой портрет руководителей 1-й Конной Армии>. Для него он написал десятки этюдов. Объем работы Герасимова в этом случае можно сравнить с колоссальной работой Репина над картиной «Заседание Государственного Совета».
Герасимов — мастер акварельной техники. Он много путешествовал — Турция, Египет, Греция, Италия, Франция, Индия. Итогом этих поездок были многочисленные альбомы и акварельные листы. В них выявились его понимание тектоники архитектурных форм, острота видения, любование новизной. Акварели точны и свободны по исполнению.
Герасимов принимал участие в организации Союза художников СССР (председатель Оргкомитета с 1939 года по 1954 год), был президентом Академии художеств СССР (1947—1957). В 1943 году ему было присвоено звание народного художника СССР. Во всей деятельности, как творческой, так и общественной, он руководствовался одним стремлением: «Моя установка в искусстве — работать для массового зрителя».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.