Путь Штеренберга в искусство был не прост. В детстве ему не предвещали великого будущего, его не отдавали в художественные училища и частные мастерские, не водили в Эрмитаж, не возили за границу знакомиться с сокровищами мирового искусства. Он родился в Житомире, в семье служащего. В возрасте 14—15 лет посылал свои работы в Академию художеств, но получал отказы.
Работал рабочим фототипии в Одессе и в 1906 году был избран председателем профессионального союза одесских фотографов.
С 1906 года был в политэмиграции сначала в Вене, потом в Париже, где работал рабочим на разных производствах. По признанию самого Штеренберга, он «начал обучаться искусству с 27 лет>, совмещая учебу в академии Витти и работу за кусок хлеба.
В 1912 году принял первое участие в выставке, устроенной Обществом изящных искусств, где экспонировал «Портрет Н. Д. Штеренберг» (жены художника), после чего стал выставляться в Осеннем салоне и у Независимых. Его работы 10-х годов свидетельствуют о том, что, «не являясь,— по словам Луначарского,— официально ничьим учеником, но, напряженно учась у всех, кого он видит и кто кажется ему отвечающим его инстинкту», Штеренберг вполне овладел художественной грамотой и изобразительным языком передовой французской живописи начала XX века. Работы («Улей», около 1913 г.; «Париж. Крыши», 1910-е гг. «Красный натюрморт», 1915) отличают повышенное внимание к пространственным и цветовым возможностям станковой живописи, попытка построить картину на сознательном и напряженном столкновении выразительных
свойств реального объекта изображения и условного языка современного искусства и в этом столкновении определить и утвердить свое художественное «я», свой стиль, свое видение.
До определенного времени его задачи — это задачи в основном формального порядка, т, е. они не выходят за рамки решения собственно художественных проблем. После возвращения в 1917 году в Россию, вернее, после свершения Октябрьской революции, в русле новых общекультурных задач, вызванных к жизни революционным переворотом, художественные поиски Штеренберга начинают приобретать новый смысл.
В декабре 1917 года Штеренберг становится комиссаром по делам искусств в Петрограде, возглавляет Отдел ИЗО Наркомпроса, после переезд, в Москву преподает во Вхутемасе, участвует в делах Института художественной культуры (ИНХУК), т. е. находится все время не просто в гуще художественной жизни того времени, но на самых ответственных ее участках. Будучи одним из активных деятелей «левого фронта», Штеренберг, в отличие от «производственников», не отрицал значения станковых форм творчества в деле построения новой социалистической культуры.
Его участие вместе с рядом молодых учащихся Вхутемаса — П. Вильямсом, К. Вяловым, А. Дейнекой, А. Лабасом, Ю. Пименовым и другими — в организации Общества художников-станковистов (1925—1932) являлось борьбой за создание нового станковизма, способного решать те проблемы художественного и идеологического порядка, которые ставила современная революционная действительность.
Вещи-герои послереволюционных натюрмортов Штеренберга («Натюрморт с вишнями», 1919; «Селедки», 1917—1918 и др.), создавая изысканный и рафинированный мир картины, рассказывают о своем времени.
Использование и строгий отбор «прозаических», повседневно-бытовых объектов (селедки, банка простокваши, кочаны капусты, корзина), лаконизм и аскетизм средств выразительности, бережное обыгрывание фактур изображаемых предметов свидетельствуют о том особом, неоднозначном и ценностном отношении к вещи, к предметному миру, которое составляло отличительную особенность не только материальной, но и духовной жизни конца 1910-х и начала 1920-х годов.
В одной из немногих в творчестве Штеренберга тематических композиций «Аниська» (1926, ГТГ) почти пустое, «беспредметное» пространство полотна, почти пустой стол, почти пустая тарелка сосредоточивает внимание зрителя на одном из наиболее важных содержательных элементов изображения — на осьмушке хлеба, лежащей на тарелке.
Убедительно воспроизведенная фактура мытого, скобленного деревянного стола, рубленая, лапидарная форма осьмушки черного хлеба — не столько результат решения формальных задач, сколько образные свидетельства о конкретных трудностях конкретного периода в истории страны.
В конце 20-х годов в связи с ростом второй волны производственнических идей Штеренбергу опять пришлось отстаивать право станковой живописи на существование. Но и в среде самих членов ОСТ наблюдались расхождения во взглядах на суть станковизма, что привело в 1931 году к расколу общества. ОСТ раскололся на группу «чистовиков» во главе со Штеренбергом, которые рассматривали картину как самодостаточную цель деятельности художника, и на «производственников».
В «послеостовский» период общественная и художественническая деятельность Штеренберга активна и многообразна. Он иллюстрирует детские книги, работает для театров, первым из советских живописцев получает звание заслуженного художника РСФСР, возглавляет Правление Союза советских художников. Его творческие усилия направлены в основном на поддержание и сохранение той высокой профессиональной культуры, которая отмечала его произведения 1910-х и 1920-х годов.
Штеренберг не стал, подобно своим соратникам, пионерам новой социалистической культуры — Маяковскому, Мейерхольду и другим,— легендарной личностью истории советского искусства, но его работы, хранящиеся в Русском музее, Третьяковской галерее и частных собраниях, привлекают и еще не раз привлекут внимание не только специалистов, но и любителей живописи.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.