Настоящая фамилия немецкого художника-антифашиста Джона Хартфилда — Херцфельде.
В 1916 году, в знак протеста против разгоревшегося в Германии во время первой мировой войны шовинизма, он переделал свое немецкое имя на английский лад.
Джон Хартфилд родился в семье писателя Франца Херцфельде. В 1909—1912 годах юноша учится в художественно-промышленной школе в Мюнхене. В 1914 он был призван на военную службу. В 1915 году он познакомился с немецким художником-экспрессионистом Георгом Гроссом, что оказало большое влияние на развитие его взглядов и творчества. У Гросса, как и у Хартфилда, война вызывала ужас и отвращение. В сериях рисунков, сделанных после войны, Гросс разоблачал господствующий класс, метко и зло показывал тайные пороки буржуа и их приспешников. Политическая сатира становится главной областью деятельности и Джона Хартфилда. Острота столкновений классовой борьбы, свидетелем которых был Хартфилд в послевоенной Германии, ведет его к поискам новых, ярких выразительных средств. В начале 1920-х годов стали создаваться первые «фотограммы»— композиции на фотобумаге, сделанные без помощи фотоаппарата. Хартфилд стал использовать приемы новой фототехники, составляя свои композиции из изображений различных лиц и предметов.
Неожиданные сопоставления давали выразительный художественный эффект, аналогичный контрасту текста и изображения в рисунках Гросса. Хартфилд первым начинает применять фотомонтаж как средство создания плакатов, и это было важным шагом в развитии искусства плаката. В 1930-е годы Хартфилд делает плакат, изображающий удлиненное лицо Чемберлена на фоне воинов Красной Армии. Подпись гласит: «Чем больше растет Красная Армия, тем больше вытягивается лицо Чемберлена. Таким образом, при помощи фотомонтажа художник зрительно материализует словесную метафору. Плакаты для Хартфилда являются возможностью публицистического обличения современной ему действительности. В 1933 году он был вынужден эмигрировать, уехал в Чехословакию. «Вот благо, которое они приносят» — плакат 1938 года, изображающий огромную руку скелета, пальцы которой прочерчены в небе самолетами-бомбардировщиками. Под ними развалины и тела погибших. Символика, которую использует художник в этом и в других плакатах, ясна: она идет и от традиционных образов зла, смерти, насилия, и от изображения реальных фактов и событий («Мадрид, 1936»).
В эмиграции Хартфилд создал много плакатов, в которых высмеивал и гневно осуждал гитлеровский режим, самого фюрера и его приспешников. Его сатирические листы довольно быстро становились, известны в Германии.
Хартфилд вспоминал: «Мой монтаж «Кровь и железо»— четыре кровавых топора, связанных в свастику, обрел известность в рейхе... Этот монтаж был выцарапан на каменных стенах и воспроизведен в гектографических листовках. Маленькие нелегальные брошюрки... тотчас заносили мои листы в гитлеровское логово. Однажды Гиммлер вынужден был собрать последние оставшиеся экземпляры собственной газеты «Дас шварце корпс» («Черный корпус»), чтобы их уничтожить. Автор... Рейнманн в направленной против меня злобной статье поместил на первой странице газеты несколько моих монтажей. Они должны были действовать отпугивающе. Но, видимо, берлинцам они так понравились, что номер мгновенно разошелся. Гиммлер смог конфисковать лишь жалкие остатки тиража».
Хартфилд как общественный деятель проделал последовательный путь — из антимилитариста он стал антифашистом и затем коммунистом. Он питал большой интерес и симпатию к Советскому Союзу. В 1931 году он посетил нашу страну. Большое место в творчестве Хартфилда занимал образ В. И. Ленина, явления советской жизни. В 1934 году он создает плакат «Ленинская мечта стала явью» с портретом В. И. Ленина. Плакат посвящен успехам тракторостроения в нашей стране. Много сил отдавал Хартфилд оформлению книг. Его брат Виланд Херцфельде был основателем издательства, с которым долгие годы сотрудничал художник. В 1927 году Хартфилд сделал обложку к книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир». Он оформлял немецкие издания поэмы В. В. Маяковского «150 000 000», произведений А. М. Горького, романа «Цемент» Ф. Г. Гладкова.
В 1950 году Хартфилд вернулся на родину, в Германскую Демократическую Республику.
Хартфилду принадлежит заметное место среди ведущих прогрессивных художников XX века. Он сделал плакат мощным оружием идеологической борьбы, ярким и наглядным средством политической агитации и массовой пропаганды. Впервые в истории этого вида изобразительного искусства Хартфилдом были введены образы больших, глубоких идей — братства народов, вечной памяти о погибших, предостережения перед опасностью войны. Один из его плакатов называется «Свобода борется в наших рядах». Он изображает женщину с трехцветным знаменем и мальчишку-гамена со знаменитой картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», посвященной французской революции 1830 года. Рядом с героями картины — современные художнику борцы против фашизма. Плакаты Джона Хартфилда — живое продолжение гражданственной традиции мирового искусства, они и сегодня действенны — и как документ своей эпохи, и как призыв к борьбе против милитаризма.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.