Владимир Васильевич Лебедев совсем юным пришел в искусство. Можно сказать, что он определился как художник уже в двадцать лет, когда начал сотрудничать в петербургских журналах «Сатирикон», «Аргус», «Синий журнал», «Галчонок». На их страницах им были собраны вереницы типов города, провинции, деревни — смешных, уродливых, одеревенелых, без проблеска истинно человеческих свойств. Уже в ранних работах определился темперамент Лебедева-сатирика, получивший блистательное развитие в дальнейшем. Когда А. Бенуа в одной из своих критических статей 1910-х годов упомянул о поколении молодых художников, в котором чувствовались «побеги новых произрастаний», он имел в виду и начинающего Лебедева, его броский стиль, редкую культуру. Так, в первых сатирических рисунках очевидно знание художника японской гравюры, русского лубка, нового французского искусства. Лебедев учился самостоятельно, учился на лучших образцах мирового искусства, имея только кратковременный опыт занятий с педагогами. Постоянное упорное штудирование натуры было особенностью Лебедева в течение всей жизни, еще в детстве — любой поразивший, понравившийся эпизод неизменно заносился в альбом. Постоянная тренировка развила цепкую зрительную память, острую и беспощадную наблюдательность — качества, ставшие необходимыми Лебедеву как художнику политического плаката. В области плаката ему принадлежит роль не меньшая, чем Маяковскому.
После революции Лебедев был одним из активнейших сотрудников агитационно-плакатного отдела РОСТА в Петрограде. Он — автор сотен «Окон сатиры», шестисот плакатов на политические темы (плакат в честь Коммунистического Интернационала, 1918). А в годы Великой Отечественной войны художник опять вернулся к плакату и за два года выполнил около сорока «Окон ТАСС».
Сатира Лебедева полна убийственной меткости («Торговка», «Мародер»). Но средством плаката у него была не только сатира, но и героика. Она появлялась, когда художник стремился не обвинять, а утверждать («Апофеоз рабочего», «Резка железа», «Литье», все 1920 года).
Техническая особенность художника — это работа сериями. Интенсивность переживаний, масштабы наблюдений таковы, что не вписываются в рамки одного листа. Импульс художника не был коротким, ударным, он мелодически развивался и варьировался. Его интересует бытие предмета в плоскостном пространстве — следует серия интерьеров его ателье (1921), где вещи одухотворены стихией света. Серия «Улица революции» (1922) — это «бессмертное графическое выражение» протеста против человеческого уродства, злость, насмешка. «НЭП» — человеческая комедия мещанства. А вот — целая серия пародий: десятки рисунков на тему спорта («Девушка с букетом», «Турецкие борцы», 1933). Или— 150 рисунков из серии «Акробатка» (1927), в которой мастер улавливает богатство движений пластичного, тренированного тела. Свинцовый карандаш, тушь, перо, ламповая копоть, гуашь — Лебедев ими пользовался свободно, смело, даже дерзко обобщая форму.
Лебедев много иллюстрировал, начав в 1917 году с иллюстраций к книгам М. Горького, В. Скотта, Гоголя. В конце жизни иллюстрировал рассказы Короленко, Куприна, Чехова, Толстого. Но самые замечательные его достижения относятся к работе над детской книгой. Иллюстрации к «Слоненку» Р. Киплинга (1926) продемонстрировали новый художественный язык. Они строятся не на языке линий, а на языке масс и тональностей. Ничто не нарушает иллюзию глубины. Предельная обобщенность контрастирует со скрупулезной детализацией форм. Геометризованные фигуры сочетаются с округлыми живописными формами (обложка). Повествование, при всей лаконичности, очень емко, броско, увлекательно. Стиль художника остается своеобразным и тогда, когда он пользуется ретроспективными мотивами: древнерусского искусства в сказках «Медведь», «Три козла», «Золотое яичко»; пещерной живописи эпохи палеолита в книге без текста «Охота»; цирковыми афишами в книге «Цирк».
Сближение с С. Я. Маршаком на всю жизнь стало творческим дуэтом художника и поэта. Они хотели дать детям истинное искусство и истинную поэзию. Лебедев не только иллюстрировал книги Маршака. Бывали случаи, когда замысел книги принадлежал художнику, а поэт делал стихотворные подписи к его рисункам («Цирк», «Мороженое», «Вчера и сегодня»). В 50—60-е годы в художественном языке Лебедева появляются иные интонации — глубокой проникновенности, тихого музыкального повествования («Тихая сказка», «Двенадцать месяцев» Маршака). Один из критиков сравнивал судьбу Лебедева с судьбой О. Домье. И тот и другой вошли в историю искусств сначала только как графики. В своей живописи Лебедев забывает о своем пафосе сатирика и становится лиричен (портреты Н. С. Надеждиной, 1927, С. Д. Лебедевой, Т. В. Шишмаревой, 1935). И здесь его не оставляет дар наблюдателя, который проявляется в интеллектуальности живописи, совершенном мастерстве. Взыскательный художник, Владимир Васильевич Лебедев воплощал свой собственный афоризм: «Знать — это значит уметь».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.