Голландское искусство XVII века знаменито своими пейзажистами. Имена таких художников, как Саломон и Якоб Рейсдаль, Ян ван Гойен и Геркулес Зегерс, Эсайяс и Адриан ван де Вельде, Пауль Поттер и Мейндерт Гоббема, принадлежат истории не только голландского, но всего европейского пейзажа.
В голландском пейзаже впервые в европейском искусстве человеку открылась красота окружающего мира, красота «обыкновенной» природы. Художники и зрители увидели своеобразие, прелесть, очарование, живописность, наконец, эстетическую ценность бесконечных морских далей, побережья с рыбачьими лодками, старых домишек, приютившихся у подножия скалы, лесной дороги с проезжающей по ней телегой и огромного северного неба. Художники внимательным взглядом смотрели на природу, изучали ее, стремились в достоверно точном ее изображении передать всю свою любовь к ней, все свое восхищение.
Ян ван Гойен принадлежал к новому типу голландских художников, которые в своем творчестве непосредственно касались самых сложных художественных проблем. Ван Гойен прожил трудную и сложную жизнь. За свои шестьдесят лет он объездил большинство голландских городов, посетил Фландрию и Францию. Частые переезды были вызваны не только желанием видеть и узнавать новое — Ян ван Гойен постоянно находился в затруднительном финансовом положении. Это и было главной причиной его переездов. По той же причине он переменил много профессий: был торговцем, занимался перепродажей домов, даже спекулировал тюльпанами. Но все это так и не привело к желаемому результату — он умер в нищете. Однако богатая драматическими событиями жизнь не отвлекала художника от искусства. Он работал все свое свободное время, совершенствуя мастерство, увлекаясь новыми идеями, используя новые методы и приемы.
На формирование индивидуальности ван Гойена оказало значительное влияние знакомство с художником Эсайасом ван де Вельде, у которого он учился в 1616— 1617 годах в Харлеме, куда приехал после своего французского путешествия. Именно ван де Вельде помог ван Гойену преодолеть условность и схематичность пейзажных приемов 16 столетия и прийти к новому изобразительному языку.
Конец 1620-х — начало 1630-х годов — перелом в творчестве ван Гойена. В это время художник со всей определенностью обращается к колористическому эксперименту, к изображению атмосферы, воздушного пространства. К этому его вел весь путь развития искусства 1620-х годов. Не последнюю роль сыграло и знакомство с тончайшей живописью Питера Молейна и Яна Порселлиса. Ван Гойен окончательно останавливает свое внимание на сельском и лесном пейзаже, соединяя в своих картинах мотивы дикой природы и сельского быта.
Он пишет песчаные дюны, заброшенные лесные дороги со случайными путниками, приютившимися на опушке дикого леса, бедные крестьянские фермы. Как и все голландские пейзажисты, много внимания он уделяет небу. Расположенная на равнинах Голландия всегда была страной господствующего над всей остальной природой неба. Это видно во всех голландских пейзажах. Бескрайнее небо с пробивающейся сквозь серые облака редкой голубизной и с рассеянным солнечным светом предоставляло ван Гойену богатые колористические возможности. И художник никогда не упускал их: он без устали пишет этот огромный серый небосвод, редко в часы заката или восхода, но чаще при ровном дневном освещений. В стихии неба он видит воплощение природы, а то, что происходит на земле, представляет собой лишь слабое подобие той всепоглощающей игры света и тени, тех световых эффектов, которые открываются глазу в его пейзажах.
Обычно ван Гойен строит композицию динамически, используя диагональное чередование планов. В этом — ключ к пониманию темперамента художника, его мироощущения. Ван Гойен видит природу в постоянном движении, изменении. Он воспринимает ее как совершенно цельный и самостоятельный организм, подчиненный особым высшим законам. Поэтому все, что существует помимо природы: люди, деревья, города — все это воспринимается художником как стаффаж, как заполнение пустого пространства.
В последний период своей деятельности, в 1640-е—1650-е годы ван Гойен остается, верен тем художественным идеям, которые он развивал раньше. Правда, его пейзажи становятся монументальнее, значительнее: все больше внимания он уделяет природе, все меньше — жанровым мотивам. Расширяется и пейзажная тематика Яна ван Гойена. Он начинает писать морские виды («Вид Дордрехта», Амстердам). Правда, теперь мастер воспринимает человека в единстве с окружающей природой. Копошащиеся в лодках рыбаки, многочисленные парусники, дома с типичными для северной Европы островерхими крышами, даже здание готического собора — все это пронизано серебряным светом, исходящим из облачного неба. В нем и рождается цельность восприятия пейзажа.
Ян ван Гойен принадлежал к старшему поколению голландских пейзажистов. В его творчестве складывались основы пейзажного жанра. Поэтому у ван Гойена, как ни у кого другого в голландском пейзаже, было много подражателей и последователей. И хотя в середине 17 столетия уже возникли новые проблемы пейзажного жанра, и пришло новое поколение художников, все же произведения, созданные Яном ван Гойеном, остались подлинным образцом соединения творческой фантазии и поэтического восприятия природы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.