Выходец из Бессарабии, скромный, сдержанный, на редкость трудолюбивый и дисциплинированный в работе — таким вспоминают Шиллинговского сверстники-художники. Человек большой культуры, рискнувший в грозном 1941 году, в блокадном Ленинграде, защищать диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведческих наук; художник, досконально изучивший свое ремесло; профессор Академии художеств, окруженный студентами,— таким его помнят ученики и друзья.
Как и большинство русских графиков переходной эпохи, Шиллииговский пришел к этому виду искусства через живопись. Более того, он считал, что для того «чтобы быть хорошим гравером, надо не бросать живопись», и занимался ею всю жизнь. Однако графика оказалась более адекватной его темпераменту и склонностям. В историю русского и советского искусства он вошел в качестве ленинградского мастера офорта, литографии и гравюры на дереве.
Шиллинговскому везло на учителей. В Одесском училище он учился у таких тонких живописцев и колористов, как Г. Ладыженский и К. Костанди.
В петербургской Академии художеств, куда он поступил в 1901 году, Шиллинговский работал в мастерской Дмитрия Николаевича Кардовского. Здесь он прошел школу мастерства и общей культуры. Великолепный педагог, блестящий эрудит, Кардовский, «передавая свои знания, был почти математически точным в своих выражениях. И то, что говорилось, так укладывалось в мозгу, что оставляло глубокий след на всю жизнь»,— вспоминал Шиллинговский.
Окончив в 1911 году Академию художеств и получив звание художника-живописца, Шиллинговский снова возвращается туда. На этот раз в мастерскую Василия Васильевича Матэ — еще одного талантливейшего педагога, воспитавшего целую плеяду художников-графиков. Его деятельности русское общество обязано пробуждением интереса к гравюре и, в частности, офорту. Первые графические опыты Шиллинговского — копии с Ван-Дейка, Рембрандта. Особенно его привлекали старые немцы — Дюрер, Кранах, Гольбейн. Он стремился постичь природу графики на лучших примерах мирового искусства.
В 1912 году Шиллинговский провел лето в Болгарии. Эта поездка явилась толчком к теме «горного пейзажа», занявшей исключительно большое место в творчестве художника. Он создал многочисленные серии офортов, литографий и ксилографии, посвященные природе Балкан, Бессарабии, Армении, Бахчисарая. В его гравюрах редко встречается человек. Грандиозный и прекрасный мир природы живет своей самостоятельной жизнью.
Шиллинговский любил изображать величественную картину гор («Горные вершины»), буйство стихии («Бессарабия», «Гроза»), горные реки и перевалы, руины монастырей и храмов, безмолвные армянские кладбища.
Уже в ранних работах Шиллинговский демонстрирует незаурядное мастерство и графическую культуру. Каждый его лист — результат спокойно обдуманной композиции, сосредоточенной работы иглой или резцом. Его графический язык размерен, четок, нетороплив, штрих — чеканен и тверд.
Шиллинговский работал во многих техниках графики, но любимыми остались офорт и гравюра на дереве. Последней он начал заниматься в 1917 году. В этой технике исполнен его цикл «Петербург. Руины и возрождение», состоящий из десяти станковых гравюр.
В нем запечатлен пустынный и измученный интервенцией Петроград 20-х годов. Ясная уравновешенность композиции, тщательно проработанные детали, несколько холодная беспристрастность и классическое спокойствие листов цикла говорят о влиянии гравюры XVIII—XIX веков.
К теме Петербурга-Ленинграда Шиллинговский обратился еще раз в 1941 году, создав эпический рассказ о Великой Отечественной войне в серии ксилографии «Осажденный город».
Много лет художник работал в области книжной графики. Он иллюстрировал детские книги и классическую литературу. «Одиссея» Гомера с его иллюстрациями до сих пор считается лучшим изданием этого произведения. Отдал художник дань и увлечению экслибрисом. Ему принадлежат цикл портретных гравюр и литографий, посвященных В. И. Ленину, портреты А. Островского, Дюрера, Ал. Толстого.
Об искусстве Шиллинговского хорошо сказал художник Е. Лисенков. Он писал: «Безукоризненность техники, холодная точность художественных расчетов, приверженность к приемам старой гравюры, в частности упорное пристрастие к геометрической правильности линейного узора, сперва отпугивают новичка от эстампов Павла Александровича Шиллинговского. Надо чуть-чуть привыкнуть к ним, чтобы понять, что под холодной внешностью их скрывается большое увлечение, что охлажденные страсти бывают сильнее многих молниеносных порывов».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.