«Парабола» творческой судьбы художника Николая Николаевича Ге кажется необыкновенной даже и на фоне богатого на причудливые неожиданности русского искусства второй половины XIX века. В стилевом выражении это был бросок почти невероятный для эволюции одного художника — от академического романтизма брюлловского толка до предвосхищения наиболее крайних поисков рубежа веков. И все же здесь не метание из стороны в сторону, а пристальное, можно сказать, завораживающее следование какой-то главной идее, тем мыслям, которые «давили его и которые он спешил высказать».
Потому и стилевые рамки оказывались сковывающими. Ге искал «живую форму», а не готовый набор формально-стилевых шаблонов, пусть и освященных великими именами.
Громкий успех и широкий резонанс имело его первое большое полотно «Тайная вечеря» (1863) — картина стала общественным явлением. Старая притча об учителе и ученике, потерявшем былую веру, приобрела вдруг острую актуальность для русской жизни той поры. Сложившаяся после отмены крепостного права революционная ситуация была уже обезврежена царским правительством: революционно-демократическое движение оказалось обезглавлено, народные выступления подавлены. Наступило затишье — время собирания сил, поиска новых путей, проверки истинности прежних верований и время разочарований.
В картине Ге царит тишина. Говорят лишь вопрошающие, испытующие взгляды апостолов. Для самого Иисуса, погруженного в глубокую задумчивость, само событие как бы миновало — с Иудой, собственно, все кончено — он неторопливо уходит в темноту, художник не занимается обличением неверного. Ге сосредоточивает внимание не на драматизме разногласий, даже не на психологической трактовке персонажей, а на самой проблеме истинности учения, проблеме веры и неверия.
В картине «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871) та же тема конкретизируется художником и рассматривается на материале русской истории. И здесь нет правых и виноватых. Взгляды героев разобщены, диалога не происходит, в наступившей тишине лишь ощущаешь уверенность каждого в собственной правоте. Но для художника и для зрителя правота каждого из них — историческая, нравственная — остается под вопросом. Остается неразрешимым трагизм истории.
Ге страстно искал героя, в котором мог бы воплотиться его идеал человека, целиком посвятившего свои помыслы и свершения благу человечества. Петр таким героем стать не мог, а есть ли он в окружающей художника действительности? Ответ на этот вопрос заключен в серии портретов Ге, которые он писал не по заказу, а по велению души, по настоятельной потребности своего ищущего сознания. Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин и Толстой — это не случайные заказчики, а воплощенные этапы становления самосознания художника, более того — этапы становления русского самосознания. В своих портретах он остается историческим живописцем. В его героях, при столь обычных сюртуках и бородах, поражают духовная экспрессия, напряжение интеллектуальной жизни.
Но Ге не хочет быть просто художником, а стремится, чтобы жизнь и искусство пересекались. И для того чтобы делать самому добро, он уезжает на малороссийский хутор Плиски, работать на земле, помогать крестьянам. Он активно участвует в просвещении народа, Организуя передвижные выставки, вместе с Толстым спасает голодающих, неустанно проповедует словом и делом любовь к людям, силой добра сопротивляясь силам несправедливости.
В 80-е годы он снова обращается к образу Христа. Понимая Евангелие «в современном смысле», т. е. в непосредственном приложении его истин к жизни людей, он стремится всей мощью классического примера самопожертвования во имя людей, высочайшего (в его глазах) образа нравственного совершенства потрясти и перевернуть сознание современников. Появляются будоражащие зрителя произведения: «Христос и Никодим» (1889), «Выход Христа с учениками с тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Суд Синедриона» (1892), «Голгофа» (1892) и несколько десятков вариантов «Распятия» (1884—1894).
Кардинально меняется изобразительная система: от былой организованной гармонии художественного строя, лирической красоты нравственного подвига Христа, размеренного выстраивания живописного пространства не остается и следа. Художник работает неистово, варианты следуют за вариантами, он спешит высказать мучающие его мысли. Как тонко заметил А. Блок, у Ге — «желание сразу передать впечатление криком краски». В последних вещах цветовая палитра обнажена до «крика»: поверх общего тона художник кладет чистые несмешанные цвета киновари, крона, ультрамарина... Здесь предвещание экспрессионистических новаций, но для Ге это естественный язык, столь же органичный, как и прежде, служащий тем же гуманистическим иллюзиям.
Образ Христа претерпевает разительные изменения. В полотнах «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие» в оборванном, лохматом, изможденном существе трудно узнать «царя царей», благообразно сияющего красотой бога. В одном из «Распятий» образ кричащего Христа — это образ на грани полного распада, но вместе с тем, по мысли художника, это и воскрешение души распятого рядом разбойника, потрясенного и перерожденного силой человеколюбия Христа.
Очевидна утопичность программы Ге найти в евангельском мифе силу, способную преобразовать современную ему действительность. Но и столь же очевиден подвиг жизни и творчества художника, не жалевшего себя в поисках истины, не боявшегося крайних решений и самых острых вопросов.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.