Один из самых значительных представителей передового немецкого искусства XX века, Ханс Грундиг родился в Дрездене. Отец его был простым рабочим человеком, маляром; когда началась первая мировая война, он ушел на фронт, и будущему художнику, совсем еще юному, пришлось зарабатывать на хлеб самому и поддерживать семью. Ханс Грундиг начал учиться лишь в 1920 году, поступив в Школу прикладного искусства, в 1922 году — в Академию художеств. Из современных Грундигу немецких художников большое влияние на его развитие оказал Отто Дике, чьи проникнутые ненавистью и отвращением к войне произведения пробуждали чувство социальной ответственности у молодых художников. Но главным фактором, оказавшим влияние на сложение творчества Грундига, была окружавшая его реальность. Грундиг говорил позднее: «Жизнь с ее событиями стала нашим настоящим учителем, она научила нас думать и это отразилось в наших картинах».
В первый период своего творчества в 1926—1933 годах, вслед за О. Диксом, Грундиг стремится доказать, что предметом живописи может и должно являться все то безобразное и отталкивающее, что художник видит в жизни. В картине «Безработная с сигаретной фабрики» (1925) он изображает женщину с подчеркнуто некрасивым лицом на фоне кирпичного здания завода, кругом нее пустота, в небо парит ангел. Картина, написанная в холодных цветах, проникнута пафосом отрицания безрадостной и жестокой действительности. Столь же некрасивые лица и пустынность улицы поражают и в другой картине — «На окраине города» (1926).
В 1928 году Ханс Грундиг женится на Леа Лангер, которая впоследствии становится известной художницей Леа Грундиг. Творчество обоих с того времени развивается в неразрывной связи. Они были различны по своему характеру, по происхождению — Ханс происходил из пролетарской, Леа — из мелкобуржуазной среды. Ханс как художник был в большей степени философом и романтиком, Леа Грундиг — политическим борцом. Но объединяет их общее дело — стремление поставить свое искусство на службу борьбе рабочего класса, антифашистской борьбе. Ханс Грундиг с 1926 года был членом Коммунистической партии Германии. В 1930 году он стал одним из основателей Ассоциации революционных художников Германии в Дрездене, одной из главных задач которой была пропагандистская работа среди широких масс. Произведения Грундига этого периода становятся более заостренными, более глубокими по своей проблематике.
В 1932 году Грундиг написал серию картин, посвященных жизни и деятельности Коммунистической партии: «Собрание ячейки КПГ», «Полиция разгоняет демонстрацию»; в картине «Голодный марш» из этой серии дано ясное противопоставление двух миров — впавшие в отчаяние голодные безработные, идущие маршем, и спокойно взирающие на них буржуа, сидящие за столиком в кафе. В картинах 1933 года «Зарница над горами», «Автопортрет» нарастает чувство тревоги, художник видит, как в его стране пришедшие к власти фашисты набирают силу. Фашисты сразу поняли опасность, которую представляло для их режима творчество прогрессивных художников. В 1934 году Хансу и Леа Грундиг запретили заниматься живописью. Многие художники в это время уезжали в эмиграцию. Грундиги избрали более тяжелый путь борьбы — они стали подпольщиками. Ханс Грундиг обратился к графике, которая легко тиражируется — одно произведение может быть напечатано во многих экземплярах и передано многим людям. Он выбирает не требующий сложных технических средств способ гравюры — сухую иглу, при котором изображение выцарапывается на пластинке металла, а затем при помощи типографской краски и печатного пресса может быть размножено. В 1935— 1938 годах художник создает графический цикл «Звери и люди». Гротескные образы людей и заостренно-характерные изображения животных — иносказания, при помощи которых художник передает свои впечатления. Зловещим символом жестокости воспринимаются в одном из листов воющие волки. Тот же аллегорический смысл вкладывает Грундиг и в живописную картину «Схватка медведей и волков» (1938).
Выдающимся антифашистским произведением Грундига является триптих «Тысячелетняя империя» (1935—1938). Центральная часть триптиха называется «Видение горящего города». Слева — написанный в ядовитых по цвету красках «Карнавал», который представляется сборищем безобразных шутовских масок. Справа — «Хаос». Нижняя часть, помещенная как пределла в многостворчатых алтарях, называется «Спящие». Сам Грундиг пишет о центральной картине триптиха, «которой я хотел предостеречь всех людей от войны, подготовлявшейся врагами рода человеческого. Картина изображала город, глубокие ущелья улиц уходили вдаль, к горизонту, но дома были разрушены; высоко в кровавом, грозном небе парил гриб взрывного облака, а клочья дыма, оторвавшиеся от него, медленно плыли над городом, над домами. Шеренги разрушенных домов и горящее, готовое обрушиться здание на переднем плане усиливали ощущение апокалиптического бедствия. В багрово-красном небе летели грозные эскадрильи самолетов, один ряд над другим... Дрожащие пальцы прожекторов ломались о тучи, а глубоко внизу, на изрытых бомбами улицах люди судорожно хватались за противогазы, ища спасения от этого ужаса».
В 1938 году Ханс Грундиг был заключен в концлагерь Заксенхаузен, откуда ему удалось бежать только при приближении советских войск. По окончании второй мировой войны Ханс Грундиг продолжает выступать с произведениями на антифашистские, антимилитаристские темы. В отличие от гротесковых произведений, созданных в годы фашизма, в послевоенных работах Грундиг больше следует реально увиденной действительности. Его картина «Жертвам фашизма» (1946—1949) — это дань тем, кто погиб в концлагерях.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.