В облике Фернана Леже «было нечто близкое природе; вероятно, сказалось происхождение, детство — зеленая Нормандия, яблони, коровы, крестьянская семья. У Леже были большие руки; он был высокий, с широкой костью, с медленными движениями. Мне он казался скульптурой, только не из камня, а из теплого, живого дерева»,— вспоминал И. Эренбург.
В молодости Леже работал чертежником в архитектурной мастерской, этим же он зарабатывал на жизнь в Париже, куда приехал в начале 900-х годов. Путь формирования художника был традиционным для тех лет: он последовательно прошел через влияния импрессионизма, сезаннизма, кубизма, беспредметничества и т. д.
Однако художник рано нашел свой собственный стиль, его работы отличает некая постоянность и узнаваемость. В творчестве Леже не было резких поворотов, и между его работами разных лет всегда существовала ясно читаемая связь.
Леже часто называют рабочим в искусстве. Он сознательно и добросовестно участвовал в созидании современной цивилизации. Главной темой его творчества была новая, созданная человеком индустриальная природа. Он был сыном своего века, воспевал прогресс, технику и простых людей, этой техникой управляющих. Прямодушная, немного наивная живопись Леже рано нашла ценителей. Уже в 1912 году художник подписал договор с торговцами картинами. Но и в его, лишенной катаклизмов, биографии была своя трагедия: его картины висели в гостиных, а он мечтал о стенах домов, интерьерах общественных зданий, о мозаиках, витражах, фресках. Он был уверен, что в будущем «идеалом станет строительство больших монументальных зданий для народа, в которых гармонично сольется воздействие трех искусств: архитектуры, живописи, скульптуры». При жизни ему почти не удалось осуществить свою мечту. Многие его эскизы монументальных работ выполняются сейчас, посмертно. В искусствоведческой литературе о нем чаще всего пишут как о станковисте, а он был прирожденным монументалистом, и любая его картина несет на себе печать грандиозных монументальных замыслов художника.
Творческая деятельность Леже была чрезвычайно активной и разнообразной. Помимо живописи, Леже иллюстрировал книги Б. Сандрара, И. Эренбурга, А. Рембо, П. Элюара. Оформил балеты и спектакли. В 1921 году дебютировал в кино, сделав декорации к фильму Ганса «Круг». Увлекшись кинематографом, снял короткометражный экспериментальный фильм «Механический балет», в котором актерами были вещи: шляпы, бутылки, манекены, колеса, рычаги... Это был период его увлечения «эстетикой предмета». Леже утверждал, что предмет, вещь сама по себе заменяет сюжет и в своих живописных композициях использовал разнообразные предметы, сопоставляя их один с другим или с отвлеченными плоскостями и объемами («Композиция», 1924). В 1920 году Леже познакомился с Ле Корбюзье и его друзьями-архитекторами. Новое поколение архитекторов называло живопись Леже «родной сестрой архитектуры» и считало возможным использовать цветовую концепцию художника в пространственных решениях новой архитектуры.
В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже Леже экспонировал декоративное панно для павильона «Эспри-Нуво», спроектированного Ле Корбюзье. После этого следуют еще несколько панно для выставочных павильонов. Результат подобной работы сказался в целом ряде статей: «Эстетика машин», «Цвет в мире» и других. В них Леже размышляет над проблемами монументального искусства, его связи с техникой, интерьерами жилых и общественных зданий.
Леже много ездил с выставками и лекциями по Европе и Америке. В 1924 году организовал в Париже художественную школу и до конца жизни был деятельно занят преподаванием. В середине 30-х годов вместе с Л. Арагоном, А. Матиссом, Ф. Мазерелем Леже участвует в битве прогрессивной интеллигенции за культуру, гуманизм, против уступок фашизму. После второй мировой войны Леже вступает в члены Французской Компартии.
Послевоенное творчество Леже отмечено, по словам самого художника, «возвращением к большим сюжетам». Он создает цикл сюжетных картин: «На досуге», «Строители», «Большой Парад», «Пикник» и другие, со сложной организацией пространства большим количеством фигур и индустриальных конструкций.
Через всю жизнь Леже пронес восхищение индустриальным миром техники. Он пытался эстетически осмыслить отношения, возникающие между человеком и машиной, мечтал о создании «искусства для всех», стремился вынести произведения искусства за стены музеев, сделать их участниками повседневной жизни людей. Он был в этом отношении самым целеустремленным и созвучным эпохе художником, Эренбург назвал его «исступленным патриотом своего времени».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.