После длительного периода упадка, в котором находилась русская скульптура в девятнадцатом веке, ее неожиданный расцвет в двадцатом в значительной мере был обусловлен творчеством трех женщин-скульпторов — А. С. Голубкиной, В. И. Мухиной, С. Д. Лебедевой, — имевших мужество отстаивать свое пластическое видение мира.
Наследие Сарры Дмитриевны Лебедевой сравнительно невелико. Но оно настолько насыщенно, сосредоточенно, что в целом складывается в значительное явление. Любимый жанр, в котором выступала Лебедева, — это портрет. Портрет современника, и непременно с натуры. С натурой она в глубоком контакте, со своей моделью скульптор — один на один в напряженном диалоге. Ничего приблизительного, никаких общих мест, никакой идеализации, никакой оглядки на моду. Характерно, что она не искала композиции в процессе творчества, натура предлагала ей готовое единственно возможное решение. Ее решения окончательны и целостны даже в этюдах и набросках. Таков портрет летчика Валерия Чкалова (1936) — горячий, напряженный, страстный, как и сам портретируемый. Трудно предположить, что этот — столь значительный — портрет лепится как этюд с натуры. Лебедева лепила не отдельные черты, складывающиеся в то или иное выражение лица, она искала характер в цельном куске формы, плотной и энергичной. Портрет Лебедевой — это обычно отдельная голова, остро помещенная в пространстве. Фрагментарность в композициях этих портретов не исключает, а даже способствует их монументальности (например, портрет И. Андроникова 1946 года). И этому она училась у природы. (Так отдельный камень может выглядеть монументальнее целого горного кряжа.)
Любимый материал Лебедевой — бронза. Бронза Лебедевой тяжелая, гулкая, то матовая, то поблескивающая, не похожая на бронзу Родена и Голубкиной, передающую движение мягкой, податливой глины.
Лебедеву привлекали всегда цельные страстные натуры. И она их увековечила в бронзе. Это герои революции, герои Великой Отечественной войны, художники.
Особенно прославлены романтический портрет Феликса Дзержинского (1925), портреты В. Иванова (1925), А. Твардовского (1943), В. Мухиной, В. Татлина (1944), С. Михоэлса (1939).
Законченную, плотную поверхность скульптуры она любила процарапывать, прорисовывать, придавая дополнительную остроту. Обычно форма в процессе лепки наращивалась, но иногда неожиданно смело изымалась, и тогда пустоты включались в пластическую композицию. Например «Женская голова (Цита)» 1928 года с прорезанными вглубь «густыми» бровями. Лебедева любила сочетание выпуклых и углубленных форм, обогащающих пластику. Замечательный портрет Бориса Пастернака на плите надгробного камня сделан в углубленном рельефе. Трагический образ доверчивого и незащищенного в мире поэта кажется сотканным из природного пространства, налитого в каменную чашу углубленного рельефа.
Как большинство одаренных художников, вступивших на путь творчества во время революций, Лебедева пробовала свои силы в самых разных видах и жанрах искусства. В 20-х годах вместе с В. Маяковским и В. Лебедевым она рисовала агитационные плакаты в «Окнах РОСТА», была активным участником ленинского плана монументальной пропаганды (ею были созданы портреты Дантона и Робеспьера), работала театральным художником и т. п. На Международной выставке в Париже Лебедева получила серебряный приз за сервиз «Курица» с удивительно остроумно и строго функционально решенным чайником. К сожалению, полностью не развернулось ее редкое монументальное дарование. Правда, в 30-х годах в Москве в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького была установлена двухметровая парковая скульптура Лебедевой «Девочка с бабочкой». Упругая, монолитная, обтекаемая фигура девочки находится во власти неодолимого движения. Бабочка с прорезными сквозными крыльями на протянутой вперед руке девочки влечет ее за собой. От образа веет силой и свежестью. Замкнутый силуэт фигуры, ее округлые формы рифмовались с круглыми стволами деревьев, мягкими очертаниями кустарников. В залах Третьяковской галереи, где она экспонируется, отлитая из бронзы уже после смерти художницы, ей тесно.
Дети в творчестве Лебедевой особенно монументальны, в них глубинное дыхание жизни, нечто вечное, незыблемое. В портретах, как в зернах, крепко свернута будущая жизнь, и не столько индивидуальная, сколько общечеловеческая. Таковы портрет Вани Бруни, «Нюрка», «Девочка с косичками» и другие. Монументальное дыхание вечности в небольших обнаженных женских фигурках («Люда») и в удивительных по своей пластичности набросках с натуры.
В 30-х—40-х годах Лебедева успешно участвовала в конкурсах на памятники А. С. Пушкина для Михайловского и А. П. Чехову для Ялты. Эти проекты не были, однако, осуществлены. Время было мало благоприятное для такого бескомпромиссного художника, как Лебедева. Она была в опале, развернулась борьба с «формализмом». Но нелегко было поколебать Лебедеву. Она продолжала работать по-прежнему — спокойно, сосредоточенно, взыскательно. Одним своим существованием она поддерживала творческий тонус и высокую нравственную атмосферу в искусстве. Художники вспоминают о ней с благодарностью и восхищением.
«Помню Сарру светловолосую, голубоглазую, пластически крепко сколоченную, как говорят скульпторы, обтекаемую, — вспоминал известный художник А. Г. Тышлер. — Она сама походила на скульптуру из бледно-розового мрамора. Несуетливая, медлительная, она так двигалась в пространстве, словно невидимые существа переносили ее осторожно с места на место, чтобы не уронить. В моем представлении Сарра настолько слилась со своими работами, а работы ее так проникли в ее сущность, что только в таком сочетании я вижу ее».
Наследие Лебедевой, ясное и гармоничное, не только не умаляется со временем, как это случалось со многими поверхностными художниками, но неуклонно возрастает. Ее произведения стали классикой советского искусства.
Цельность натуры — залог цельности художника. Ни одна даже самая краткая история советского искусства не может обойтись без ссылки на ее творчество, отразившее светлые стороны трудного времени.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.